Если сравнить наших учеников с поколением их родителей, то прежде всего нужно учесть, что сильно изменился образ жизни детворы. Двор и улица, стадион и спортплощадка теперь не только не увлекают, но скорее отвлекают их от привычных развлечений, которых не было у их родителей. Нас, учителей, и, конечно, родителей беспокоит заметное ухудшение здоровья наших детей. Вот одна из причин: они стали меньше двигаться, играть в дворовые игры, бывать на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах; их главное увлечение – компьютеры, мобильные телефоны.
Ребята, даже уже малыши дошкольного и младшего школьного возраста, часами тихо сидят за своими гаджетами, на улице не болтаются без дела, никому не мешают. Они растут большими умниками. Но ведь такая малоподвижная жизнь не только не способствует укреплению здоровья, но и, к сожалению, замедляет рост, ослабляет иммунитет к болезням, ведет ко многим недугам. Скажем, из 90 малышей, пришедших прошлой осенью в первый класс нашей школы, только 29 считаются вполне здоровыми. Они могут заниматься физкультурой в основной группе. А остальные?Мы решили изменить ситуацию, при которой во многих школах просто освобождают детей от занятий физкультурой. Для них у нас разработана специальная программа. Обязательно на уроках устраиваются физкультминутки. А после занятий малышей ждут в спортивных секциях. Физические упражнения в сочетании с твердым режимом дня – это надежное профилактическое средство от многих заболеваний. Нагрузка на мышцы малышам необходима – она способствует активизации жизненно важных свойств организма, воспитанию выносливости, силы, гибкости, быстроты. Укрепляется воля, а это очень важно, ведь учеба требует эмоционального и умственного напряжения. Посильная физическая нагрузка помогает детям быть жизнерадостнее, активнее, собраннее. И характер формируется – они становятся общительнее, добрее, увереннее в себе.Особенно популярны у детей различные внеурочные занятия: подвижные игры (1‑2‑е классы), спортивно-подвижные игры (3‑4‑е классы), шахматы, ритмическая гимнастика. Им нравятся игры, которые требуют максимум энергии, ума, самостоятельности. По словам Макаренко, игра имеет важное значение в жизни ребенка – каков он в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.По итогам этих занятий мы с учителями начальных классов проводим уроки здоровья, «Веселые старты», соревнования по пионерболу, «космические старты». Нравятся детям ставшие традиционными соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья». Это всегда праздник дружбы, взаимовыручки и взаимоподдержки.На уроках и после них используются здоровьесберегающие технологии. Это пальчиковая гимнастика, разминка, физкультминутка с использованием элементов касательной терапии. Все это помогает ребенку выразить свое внутреннее состояние, отношение к другому человеку, положительно сказывается на его эмоциональном состоянии, у него улучшаются самочувствие и настроение. Использование дыхательной гимнастики способствует насыщению кислородом головного мозга.Для профилактики нарушений зрения, снятия усталости глазных мышц мы используем древние упражнения йогов под названием пальминг. Упражнений и методов по улучшению здоровья детей огромное множество, но, используя их, всегда следует помнить главный принцип – «не навреди!».Есть упражнения, которые мы предлагаем родителям делать вместе с детьми, скажем, ходьба на коленях, на четвереньках, на носочках, зимой по сугробам – это укрепляет стопу.Все наши дети имеют индивидуальные карты с диагнозом. И для каждого создана своя индивидуальная программа. Главное внимание – ученикам с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа работает по экспериментальной программе дистанционного обучения учеников с ОВЗ. С ними учителя занимаются дома, но по желанию по отдельным предметам ребята могут посещать уроки в школе, чтобы ощущать себя в коллективе.Сегодня не редкость, когда дети страдают различными заболеваниями. Это и ожирение, и сколиоз, и сердечно-сосудистые недуги, и такое тяжелое заболевание, как ДЦП. Именно индивидуальные занятия помогают детям улучшить свое физическое и психическое состояние, а бывает, что болезнь отступает и ребенка удается вылечить.У одной нашей школьницы был врожденный порок сердца. Еще в младенческом возрасте ей сделали операцию, но это не помогло, ребенок остался инвалидом. Педагоги с ней занимались по отдельной программе. Специально разработанные движения помогли ей. К окончанию школы с девочки была снята инвалидность.Это не единственный пример. В первый класс поступила девочка с диагнозом ДЦП. Она не могла ходить, родители ее возили на коляске, но в основном педагоги занимались с нею на дому. Для девочки был создан комплекс лечебных упражнений. Сначала пришли ее учить просто переставлять ножки. Наши упражнения постепенно улучшали координацию тела и конечностей. Прошло некоторое время, и девочка стала управлять своими мышцами. Медленно, но одну за другой она одерживала маленькие победы. Каждая из них радовала и нас, учителей, и ее родителей, и, конечно, нашу подопечную. Во многом помогли занятия в бассейне. Плавание – это первое лекарство. Вода расслабляет мышечный тонус. Это и упражнения, и игры в воде, и подводный массаж.Постепенно наша умница научилась ходить, а через года два-три даже забрасывать мяч в баскетбольное кольцо. Главное – девочка стала самостоятельно ходить, успешно окончила нашу школу. Теперь она студентка одного из петербургских университетов. Только если очень внимательно присмотреться, то можно заметить, что девушка слегка прихрамывает.На уроках физической культуры такие ученики выполняют те упражнения и задания, какие им показаны, рекомендованы врачами, индивидуально подобранные каждому. Они помогают восстановлению здоровья. Дети ощущают себя полноценными членами коллектива, они ничем не отличаются от одноклассников. А самое главное – все стараются помочь им, поддержать их, поиграть, позаниматься с ними. Эти ребята участвуют во всех наших спортивных праздниках, «Веселых стартах», выполняют посильные задания. Надо видеть, как весь класс радуется их успехам. В нашей школе три ученицы с диагнозом ДЦП занимались плаванием, легкой атлетикой по специально разработанной методике. Добились больших результатов в этих видах спорта. Стали лауреатами именной стипендии губернатора Московской области. И сегодня делаем все, чтобы и нынешние наши питомцы с ограничениями по здоровью смогли получать хорошие результаты в спорте, и мы тоже будем ими гордиться. А главное, чтобы они начали себя ощущать более здоровыми.Людмила ЛЕВЧЕНКО, учитель физкультуры, Светлана ИСАЕВА, учитель начальных классов школы Звездного городка Московской области
Комментарии