search
main
0

Умная власть думает о грамотном использовании ИКТ

Когда только-только начиналась работа по созданию модели «Школы будущего», префект Зеленограда, выпускник Московского института электронной техники Анатолий СМИРНОВ предложил развивать одно из составляющих этой модели и даже возглавил рабочую группу по «Школе информатизации», созданную по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова в сентябре 2006 года. Анатолий Смирнов отвечает на вопросы «УГ-Москва».

– Анатолий Николаевич, почему в поле Вашего зрения попали именно проблемы информатизации в системе образования?

– Все годы, которые я наблюдал за информатизацией школы, меня не оставляло ощущение какого-то любительства, постоянного экспериментирования. Но если информатизация – это дело энтузиастов-одиночек, любителей и экспериментаторов, то почему мы тратим на это столько бюджетных денег, почему мы ставим в каждой школе дорогостоящее оборудование? Ведь ясно, что экспериментаторов нельзя найти в каждой школе. Поэтому задачу создания модели Школы информатизации, поставленную Юрием Михайловичем Лужковым, я понимал именно как выработку системы типовых решений, по которым может работать каждая школа региона, а, возможно, и России.

– Обсуждали ли Вы какие-то актуальные вопросы, связанные с практикой использования ИКТ в школах?

– Мы попытались дать ответ на вопросы «Как распределять технику по школам?», «Каковы должны быть требования к учителю и школе в целом?», коль скоро мы говорим о «Школе информатизации». Ключевая фигура здесь учитель, и предоставление техники школе должно определяться прежде всего готовностью учителя к ее использованию. Мы сформулировали требования к учителю, ко всей школе в целом, необходимые для реализации модели Школы информатизации и последовательного наращивания ее уровня информатизации.

– А какие средства ИКТ должны использоваться в школах?

– Анализ учебного процесса по всем школьным предметам сегодня и перспективы развития образования на завтра позволили нам дать ответ на этот вопрос. При этом выделяются ИКТ-средства общего назначения, такие как компьютер, редактор текстов, интернет-браузер, видеокамера. Есть и специальные, предметные – например, цифровые измерительные приборы, инструменты компьютерного анализа и визуализации данных для физического эксперимента и так далее.

Еще одно направление – это описание всех сервисов, которые должны быть обеспечены в Школе информатизации. Здесь и сервис цифрового журнала, в определенных своих измерениях открытого для учителей, администраторов, учащихся и их родителей, сервис формирования электронного портфолио учащегося. Но здесь и мониторинг здоровья учащегося, формирование электронного паспорта здоровья. Есть и чисто технологические сервисы – системное администрирование, обслуживание техники, например. Эти сервисы должны быть стандартизованы и обеспечены в каждой школе информатизации. В какой форме, за счет каких средств – должны решать Департамент образования, окружное управление образования.

– Правительство Москвы много лет поддерживает разработку электронных ресурсов для образования. Каковы результаты и перспективы, как это согласуется с федеральными планами?

– Начну с федеральной перспективы. Дмитрий Анатольевич Медведев, который в Правительстве России координирует национальные проекты, неоднократно говорил о необходимости серьезной работы по содержательному наполнению российского интернета, при этом в качестве примера такого наполнения он приводил работу Московского института новых технологий совместно с федеральным ГУП «Просвещение» по созданию федерального общеобразовательного портала.

Я считаю, что неправильно платить за каждый новый «электронный учебник». Надо создавать общенациональный банк стандартизованных источников информации так, чтобы каждый учитель и автор учебника мог найти нужную ему иллюстрацию, фрагмент кинофильма, исторический документ, архивную фотографию и использовать в своей работе. Если эта работа коммерческая, то за использование нужно платить, если учитель хочет показать репродукцию «Утра в сосновом лесу» на экране в классе, то платить за это смешно. Право на использование в школе инструментов информационной деятельности учителя и учащегося также должны приобретаться на федеральном уровне. В последние годы мы пытались реализовать эти принципы на уровне региона. Надеемся, что во все большей степени эти задачи будут решаться на федеральном уровне.

– Не секрет, что информатизация стоит денег. Оправданны ли такие траты, ведь у образования есть и много других нужд?

– Все зависит от того, какие цели ставит перед собой общество, государство. Если мы хотим, чтобы Россия была мировой научно-технологической державой, если мы хотим строить реальную экономику, базирующуюся на знаниях, то у нас нет выбора. Я не представляю себе будущего Зеленограда, Москвы, России без самых современных информационно-коммуникационных технологий, которыми владеет каждый выпускник школы. Нам нужно учить детей так, чтобы они умели в любой производственной, вообще – жизненной ситуации получать от информационной технологии все, что та сможет дать. А это можно сделать, только ставя перед ними соответствующие задачи во всех школьных предметах и давая им в руки информационные инструменты. Деньги, конечно, нужны на средства ИКТ. Однако разработанный нами подход позволяет существенно экономить бюджетные средства. Полное обеспечение потребности всех подготовленных учителей при планировании и учете результата потребует от нас в разы меньшего финансирования, чем равномерная раздача компьютерных классов по всем школам. Важно при этом регулярно оплачивать все сервисы по ценам, определяемым рынком услуг и конкурсом городского заказа.

– Знакомились ли Вы с мировым опытом информатизации? Есть ли там что-то, что нам стоит перенять?

– Мы изучали опыт информатизации разных стран, приглашали для выступления перед рабочей группой специалистов из США, Великобритании, Швеции, Турции, организовывали семинары. Мы достаточно многое для себя почерпнули, например, в области интернет-сервисов и интернет-безопасности в школах. Очень интересен британский опыт, где правительство страны, местные власти в течение десятилетий ведут последовательную политику информатизации, инвестируют значительные средства. На острове Мэн столько же школ, сколько в Зеленограде, компьютеров в школах – 12 тысяч. При этом в министерстве образования острова информатизацией занимаются два с половиной человека. Они видят состояние каждого компьютера, раздают по сети нужную информацию, обновляют программное обеспечение. Здесь нет вопросов о лицензионной чистоте, компьютерных вирусах, неисправности обнаруживаются и устраняются не за недели, а за минуты. Сейчас такая же система развернута в Центре образования №30 – «Школе будущего».

– А в других московских школах модель «Школы информатизации» реализуется?

– Различные элементы «Школы информатизации» реализуются, а по существу, они зародились уже во многих школах города: в лицеях информационных технологий №№1535 и 1537, в технологической школе №1299, в гимназии №1528, в Центре образования «Технологии обучения».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте