search
main
0

Умная техника. или Зачем продавцу много знать

Бывшее торговое училище, а ныне 59-й волгоградский профессиональный лицей за 60 лет своего существования никогда не испытывал недостатка в абитуриентах. Как вы догадываетесь, и сегодня сюда стремится молодежь. Поэтому, имея троечный аттестат, стать лицеистом трудно.

(№1 от 13 января 2004 года)

Учится здесь более 600 молодых людей. Что их ждет на выходе? В лицее, во-первых, можно получить рабочую профессию. На базе 11-х классов тут готовят операторов ЭВМ, художников (роспись по дереву), секретарей-референтов, коммерсантов в торговле, официантов. На базе 9-х или 11-х классов – продавцов, кассиров-контролеров, поваров-кондитеров.

Затем лучшие учащиеся, освоив одну из этих профессий, могут шагнуть дальше. Выдержав конкурс, они поступают на вторую ступень обучения, где дается уже среднее профессиональное образование по специальностям бухгалтер, коммерсант в торговле.

Подготовка ведется бесплатно, за счет бюджета. Только одна группа будущих коммерсантов (22 человека) с этого года набрана на платной основе.

Каждый год лицей выпускает около 300 человек. Многие сразу становятся студентами 1-3-х курсов волгоградских вузов – своего профильного института потребкооперации, художественных отделений архитектурно-строительного и педагогического университетов.

Процентов 90 бывших лицеистов более-менее удачно трудоустраиваются. Причем карьера их часто начинается именно с полученной рабочей профессии. Ребята должны еще доказать руководству, что способны не только у кассы стоять, но и вести бухгалтерские расчеты. Что досконально владеют документацией и ПК, от и до знают торговый процесс, как полагается коммерсантам. В общем, им приходится как-то проявлять себя, вновь «защищать» свой диплом, но уже во взрослой жизни.

– Чем мы можем помочь ребятам? Чтобы наши дети были конкурентоспособны на рынке труда, сейчас просто нельзя обойтись без информационных технологий в обучении, – рассказывает Тамара Ивановна Шевякова, зам. директора по учебно-методической и опытно-экспериментальной работе профессионального лицея N 59.

Общежитие, стадион, 4-этажный учебный корпус с лабораториями, классами-магазинами, мастерскими – это учебная база профессионального лицея. Элементарные навыки по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, подарочной упаковке, взвешиванию, обслуживанию покупателей молодежь отрабатывает в классах-магазинах, где стоят самые настоящие прилавки, горки и витрины с товарами и другое торговое оборудование.

Повара учатся кашеварить в мастерских на собственных принесенных из дома продуктах.

Все это хорошо. Но ведь мы оглянуться не успели, как компьютеры прочно утвердились на рабочих местах продавца супермаркета, дизайнера, экономиста, менеджера, секретаря-делопроизводителя. Поэтому в лицее на всю катушку используются два современных компьютерных класса, и такого количества умной техники нет нигде в волгоградском профтехобразовании. Они установлены при поддержке немецких партнеров ЗАО «Волга – Развитие» (в лицее обучаются российские немцы). А совсем скоро здесь откроется еще один компьютерный класс, но уже за счет бюджетных средств.

Педагогический коллектив лицея много внимания уделяет методическим разработкам по компьютеризации учебного процесса. Каждый преподаватель строит свои педагогические проекты, исходя из этой проблемы.

Приобретены новые компьютерные программы по различным предметам: по истории, по общественному питанию и т. д. Это новые возможности подачи материала.

– Например, здорово выручает, когда все схемы, таблицы хранятся на компактном диске, – говорят преподаватели экономики.

Помимо общеобразовательного предмета информатики, в расписании есть и такая специальная дисциплина, как компьютерная обработка информации.

Организуются кружки и факультативы по спецтехнологиям. Будущих художников знакомят с элементами компьютерной графики. Ребята учатся делать коллажи, электронные презентации с помощью Power Point, Photo Shop, Corel Draw, Gif Animation.

Второкурсница Мария Руденко, будущий художник, делится впечатлениями:

– Когда-то в детстве я смотрела мультфильмы и гадала, как потом картинка оживает. И вот сама работаю с анимацией! Компьютерную графику я использую при изучении таких предметов, как реклама, основы цветоведения, шрифты. Здорово, что можно не делать сотни эскизов, а проработать и просчитать рисунок на компьютере. Это не значит, что художник ничего не должен делать руками. Просто экономишь кучу времени, а рисунок получается более качественным! К тому же начинаешь себя чувствовать более уверенно в свете будущего трудоустройства. Не далее как летом в каникулы я легко нашла заработок в фотоцентре, поскольку владею программой Photo Shop.

– Все это полезно как профессиональным художникам-дизайнерам, так и любителям. Многим фирмам и предприятиям теперь постоянно требуется выпускать рекламные листовки и буклеты, размещать объявления в газетах. Для издательств актуальны художественно-оформительские работы с графическими программами. С детьми мы имитируем такую профессиональную деятельность и это наверняка им пригодится в будущем, – заключает мастер производственного обучения Ольга Николаевна Дрыкина.

– На вооружении у нас и последняя версия программы «1С: Бухгалтерия». Без нее сейчас не бывает квалифицированного бухгалтера, — продолжает рассказ Шевякова.

Действительно, компьютеры в офисах давным-давно пришли на смену счетам. То есть в лицее своих учащихся готовят к тому, с чем они неминуемо столкнутся на практике. В Москве переподготовили двух мастеров производственного обучения. После зимних каникул в классах установят «1С» и за дисплеи сядут будущие бухгалтеры и коммерсанты. Все это дорого, непросто, но необходимо.

В лицейских компьютерных классах установлены «Пентиумы» последнего поколения, совместимые с IBM, объединенные в сеть. К ним – сканеры, принтеры, демонстрационные мониторы для проведения уроков-лекций. Обслуживает всю эту электронику штатный преподаватель-техник.

Серьезно задумываются в лицее о соблюдении гигиенических условий в этих классах. Маркерные доски, удобная офисная мебель, грамотное размещение мониторов, кондиционирование, использование в перерывах люстры Чижевского – все в активе.

Не только в лицее, но и в других учебных заведениях Волгоградской области остро не хватает преподавателей информатики. В частности, лицейский педагог Ольга Анатольевна Орлова страшно перегружена. Она преподает информатику, различные компьютерные дисциплины и является мастером производственного обучения в группе операторов ЭВМ.

Лицею обязательно нужен еще один преподаватель информатики. Но… Все лето администрация печатала объявления в местной прессе, вела переговоры с кандидатами, а найти подходящую кандидатуру так и не удалось.

– Профессия оператор ЭВМ изучается по новым стандартам. В обучении используем Windows XP и 98-й. Ведь последняя операционная система используется до сих пор на многих местных предприятиях. И мы не просто закрепляем какие-то «машинальные» навыки работы с мышкой и терминалом, а учимся анализировать устройства и программное обеспечение, что наверняка поможет ребятам легко адаптироваться к любой другой версии, системе. А это главное.

Кстати, в этом году 43 профессиональных училища Волгоградской области получили компьютерные классы. Произошло это в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» (проект «Компьютеризация городских и поселковых школ в РФ»).

Компьютерное оборудование на сумму 11,7 млн. рублей поступило не только в профессиональные училища, но и в детские дома, школы-интернаты. Финансировались поставки на паритетных началах – 58 процентов из федерального бюджета, остальное за счет региона.

Повезло стать участниками программы прежде всего тем ПУ, где осуществляется 3-годичная подготовка рабочих и преподается информатика. Пользовательские навыки – это то, с чего надо начинать, рассудили организаторы.

Многие училища («химическое» ПУ № 1, «сельскохозяйственное» ПУ № 56, ПУ № 34, где выпускают «металлистов» и многие другие) и до этого активно использовали компьютерную технику в образовательном процессе. Правда, есть и такие училища, где компьютерный ликбез до сих пор проводится на пальцах. Кадры и оснащение – вот по-прежнему главные проблемы информатизации профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте