В международной практике существует множество подходов для описания образовательной среды. Один из них – умная среда обучения, которая относится в том числе к российскому контексту этого понятия. В России на протяжении последнего столетия конкурентно сосуществовали две образовательные модели, одна из которых ориентировалась на знания (их получение, запоминание, воспроизведение), другая – на применение знаний и решение реальных задач. Дело в том, что детский сад и школа, выступая в качестве социальных объектов строительства, являются особыми пространствами, которые влияют на качество образования и общественную деятельность.
Важно отметить, что мы рассматриваем образовательную среду так, как ее определяет В.А.Ясвин, доктор психологических наук и профессор МГПУ, – как «пространственно и/или событийно ограниченное окружение личности, специально организованное и функционирующее в контексте образовательного процесса». Государственный и общественный заказ столичному образованию отражают два основных показателя – качество и доступность, которые характеризуют эффективность и результативность современной системы образования. Важно понимать, что уровни образования в настоящий момент тесно переплетены между собой. Это способствует равномерному и успешному развитию детей без стрессов при переходе от одного уровня к другому.
Московское образование предлагает своим жителям множество возможностей для развития и самореализации. Роль школы – научить учеников видеть их, оценивать с точки зрения перспектив и включать в сферу своей деятельности. Город обеспечивает равные условия для получения образования в каждом районе. Образование тесно связано с организацией моделей познания, поэтому инновации, лежащие в области дизайна и современных архитектурных решений образовательной среды, оказывают значительное влияние на качество образовательных результатов. В процесс развития талантов каждого учащегося активно вовлекается в том числе и богатейшая социокультурная и научная среда Москвы.
Согласно концепции умной среды обучения все физическое пространство школы является универсальным и ориентируется на развитие детей. Архитектурные, дизайнерские и инженерные решения должны обеспечивать образовательные потребности современной школы:
Основное направление развития понятно – это переход к более сложным задачам: не только получение детьми «предметных» знаний, но и способность применять эти знания и личностные качества для решения задач в ситуациях реальной жизни. Актуальные тенденции умной среды обучения во многом связаны с разработанными Дирекцией по строительству и реконструкции ДОНМ Едиными требованиями к зонированию, наружной и внутренней отделке школ Москвы.
Умная среда обучения прежде всего направлена на соединение усилий учителя и ученика в содержательно целостной предметной рамке и ориентирована на качественное и эффективное обучение, на развитие навыков и знаний учащихся. Ее задача – создать условия для развития креативности и инноваций, а также обеспечить равенство, активную гражданственность и социальную солидарность.
Илья ЕРШОВ, заместитель начальника ГКУ Дирекция
по строительству и реконструкции ДОНМ
Комментарии