search
main
0

«Умная» перчатка и перспективы творчества

Проектная деятельность

Современная система образования уходит от предположения о готовности выпускника школы к взрослой жизни и хочет быть уверена в том, что каждый учащийся, получивший аттестат зрелости, способен применять полученные знания на практике. Таким доказательством может являться учебное проектирование (исследование).

Проектная деятельность помогает школьникам соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире, совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы, пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят, развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир, обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.

Проектная деятельность – одна из активных форм обучения школьников, направленная в первую очередь на формирование навыков: универсальных, гибких (soft skills) – работа в команде, ведение переговоров, постановка целей и задач, принятие решений – и прикладных, конкретных (hard skills), которые относятся к определенной сфере профессиональной деятельности.

Особенно активно занимаются проектной деятельностью ученики профильных и предпрофессиональных классов вместе со своими учителями-наставниками. Процесс научения проектным навыкам в школе выстроен.

На первом этапе (сентябрь – октябрь) это общие вводные занятия, для которых предусмотрены различные формы обучения и взаимодействия: вебинары, деловые игры, консультации, мозговые штурмы, марафоны. На этом этапе ученик выбирает тему, определяется с типом проекта, разрабатывает понятийный аппарат, задумывается над результатом, он обязательно должен быть социально значимым. Результаты проектов, как показывает наш опыт, могут быть фактическими: новые знания, оформленные в статью, устройство или прототип, художественный объект, технология или инновации.

На втором этапе (ноябрь – январь) начинается освоение методик, которые обеспечат получение результата. Так, кураторы проектов, в которых принимает участие наша школа, обеспечивают возможность сотрудничества с преподавателями и студентами вузов-партнеров. В нашем случае это технопарк «Инжинириум» при МГТУ имени Н.Э.Баумана (инженерный класс), технопарк МГУПП (химико-биологическое направление). На этих площадках учащимся доступны новые технологии, как, например, работа с композитными материалами, бактериоцинами. Проекты, выполненные с их применением, вызывают неизменный интерес на городских конкурсах. Так, в этом учебном году работа «Прототип беспилотного летательного аппарата из композиционных материалов для проведения аэросъемки местности» стала победителем на НПК «Курчатовский проект от знаний к практике: от практики к результату», а разработанная технология получения растительного молока с бактериоцинами – призером предпрофессиональной олимпиады. На площадках технопарков ребята осваивают работу на современном оборудовании. Так, например, ученики 10‑го инженерного класса на площадке «Инжинириума» разработали авторские часы с подсветкой для массового потребителя. Технические характеристики часов, идея, исполнение были оценены на конференции проекта «Инженеры будущего». Ученица 10‑го химико-биологического класса освоила работу масс-спектрофотометра и смогла точно определить количество действующего вещества в лекарственном препарате. Такая работа стала призером Пироговской научной конференции для учеников медицинских классов.

Основная масса обучающихся выполняет проекты в школьных лабораториях под руководством учителей профильных предметов с активным использованием профильного оборудования.

На третьем этапе (февраль – март) осуществляется оформление результатов проделанной работы. Ученики оформляют теоретическое обоснование изучаемого вопроса, анализируют имеющиеся методики, методы, оценивают современные мировые аналоги, сравнивают, составляют характеристики прототипов.

На четвертом этапе (апрель – май) проходит публичная защита работы. Городские проекты дают возможность заявить себя в различных конференциях, при этом победитель и призер обязательно получают преференции для поступления в вуз. На такие конкурсы отбираются самые конкурентоспособные проекты. В этом году работа «Умная перчатка», созданная на стыке прикладной физики и информатики в условиях школьной лаборатории с использованием новейших технологий, стала абсолютным победителем всех городских конкурсов проектов предпрофессионального обучения. Об этой уникальной разработке рассказал популярный телевизионный канал «НТВ». Работы, выполненные учениками профильного класса по истории медицины, психологии, экспериментальная или обосновательная база которых не требует оборудования, также становятся победителями и призерами конференций и конкурсов.

Ученики, которые не принимали участия во внешних конкурсах, представляют свои разработки на ежегодной школьной конференции для десятиклассников «Перспективы творчества», куда мы с удовольствием приглашаем учеников школ района Братеево.

Планируя проектную работу на перспективу в конце учебного года, учителя-наставники обязательно встречаются за круглым столом, делятся наработками, идеями, опытом.

Ирина ОЛЬХОВСКАЯ, учитель физики, руководитель проекта «Инженерный класс в московской школе» школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина;

Наталия МЕКЛЕР, методист школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте