search
main
0

«Умка» за 800 рублей в месяц. Детские сады ворвались на образовательный рынок

«Новые финансовые механизмы предоставления дошкольных образовательных услуг» – такую тему для нашей беседы выбрала Ирина ДУШАКЕВИЧ, начальник Управления образования администрации Черняховского района. Автономия образовательных учреждений – дело не только новое, но и трудное, и не всякий руководитель, испытав эти трудности, готов открыто рассказать о них. Ирина Петровна решила поделиться опытом, наработанным в этой сфере.

– С 14 января 2010 года все дошкольные образовательные учреждения в нашем районе получили статус автономных. Но для того чтобы процесс перехода в новую организационно-правовую форму протекал безболезненно, муниципалитет начал проводить подготовительную работу еще в 2008 году. На первом этапе мы подготовили нормативно-правовую базу. Это решение Совета депутатов о новой системе оплаты труда работников образования, постановление главы района об утверждении положения об оплате труда, размерах бюджетного финансирования предоставления бюджетной услуги, а также о мерах реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях». Так как бюджет муниципалитета был уже утвержден и объем средств, заложенных на переход к нормативному финансированию и новой системе оплаты труда в детских садах, был ограничен, мы поняли, что трудностей не миновать. Поэтому следующим этапом стала оптимизация сети дошкольных учреждений. На основании постановления главы района все детские сады были реорганизованы путем слияния: вместо 8 юридических лиц в системе дошкольного образования к 1 января 2009 года осталось 4. Каждый детсад сегодня имеет два-три здания. В связи с реорганизацией произошла оптимизация штатов: были назначены новые руководители и сокращено около 30 штатных единиц. – Ирина Петровна, для сокращенных педагогов нашлась работа?- Да, всем были предоставлены рабочие места. Воспитателям соответствующих квалификаций были предложены должности педагогов начальных классов в школах, старших воспитателей, логопедов и дефектологов. С каждым проводили индивидуальную работу.- Каков сейчас норматив финансирования дошкольных образовательных учреждений?- При 10-часовом режиме работы размер норматива с учетом родительской платы составляет 42 тысячи рублей в год, а при 12-часовом – 46, 5 тысячи. Норматив включает в себя оплату труда работников, коммунальные платежи, услуги связи, расходы на содержание зданий, налоги и прочее.- А размер родительской платы при этом…- При 10-часовом режиме работы – 55 рублей в день.- Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы автономии?- После того как мы закончили реорганизацию, дошкольные учреждения целый год работали по новой системе оплаты труда  и  с 14 января 2010 года перешли в автономию. У нас четко определено, что муниципалитет финансирует муниципальное задание в полном объеме в виде субсидии 2 раза в месяц. Несмотря на некоторые трудности, руководители дошкольных учреждений уже почувствовали положительный эффект новой организационно-правовой формы. Так, один из детских садов оказал дополнительные платные услуги на сумму более 400 тысяч рублей. Экономия бюджетных средств при упрощенной системе налогообложения за 9 месяцев составила более 1 миллиона 200 тысяч рублей. Проводя ежемесячный мониторинг цен на продукты питания, при стопроцентном выполнении натуральных норм можно сэкономить более 350 тысяч рублей. Ориентируясь на эти данные, несложно представить, что у руководителей появилась, с одной стороны,  огромная самостоятельность, а с другой – огромная ответственность. Но появились и средства, которые можно эффективно использовать, в том числе и на увеличение заработной платы сотрудников.- Какие дополнительные платные услуги оказывают детские сады?- Например, в саду №1:- обучение грамоте  – стоимость услуги 350 рублей в месяц;- обучение детей английскому языку – 500;- театрально-музыкальная студия – 250;- индивидуальная работа с логопедом – 880;- школа раннего развития «Умка» – 800;- вокально-музыкальная студия – 250;- группа общеразвивающей направленности, осуществляющая свою деятельность на возмездной основе – 5200;- хореография – 250;- изостудия – 350;- группа часового вечернего пребывания ребенка – 35 рублей в час.Всего с 1 марта по 1 октября 2010 года объем оказанных дополнительных услуг составил 419669 рублей. Подобные услуги  оказывают и другие дошкольные учреждения, а, например, в детском саду №5 можно ко всему прочему еще и позаниматься в тренажерном зале.- Ирина Петровна, где родители могут получить информацию о той или иной образовательной услуге?- В детских садах созданы собственные сайты, зайдя на которые, родители могут найти любую информацию об учреждении и предоставляемых услугах.Черняховский район, Калининградская областьК сведениюАвтономия дает  хозяйственную самостоятельность и возможность решать все финансовые вопросы на месте. Перейдя на автономию, образовательные учреждения не лишаются при этом государственного финансирования. Отличие автономного детского сада от государственного в том, что его финансирование осуществляется не постатейно, а единой суммой. Поэтому руководитель может сам выбирать, сколько потратить на коммунальные платежи, сколько – на заработную плату и закупку продуктов питания. Есть возможность перебрасывать деньги с одной статьи бюджетных расходов на другую. Казначейство при этом не контролирует процесс распоряжения финансовыми средствами, но сохраняется обязанность целевого использования учреждением бюджетных субсидий. Автономные образовательные учреждения могут сами выбирать поставщиков, привлекать дополнительных инвесторов, брать кредиты, покупать акции и полученный доход пускать на развитие учреждения.АУ имеют право льготного налогообложения.  При автономии средства родительской платы поступают напрямую на счет детского сада. Таким образом, остаток денежных средств после их расходования на те или иные нужды остается не в государственном бюджете, а на счету  АУ.АУ принимают детей из любого микрорайона без территориальной привязки. АУ могут привлекать дополнительные денежные средства за счет оказания дополнительных платных услуг, но это не должно наносить ущерб или ухудшать качество основных образовательных услуг, которые АУ предоставляет бесплатно.Автономное образовательное учреждение обязано ежегодно публиковать отчет о своей деятельности и использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем средствах массовой информации. КомментарийСветлана ТРУСЕНЕВА, и. о. заместителя министра образования Калининградской области:- Особенность нашего региона в том, что уже в 2008 году у нас были разработаны экономические механизмы для перехода образовательных учреждений в статус автономных. Во-первых, это нормативы бюджетного финансирования на оказание образовательных услуг в расчете на 1 получателя, во-вторых, новая система оплаты труда, в-третьих, квалификация руководителей и финансовых работников, в-четвертых, принципиальная позиция региона по сохранению контингента и объемов финансирования для автономных учреждений на переходный период. Безусловно, не все образовательные учреждения должны изменять свой статус. Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» сегодня предусматривает три типа учреждений: бюджетные, автономные и казенные. При этом первый тип, к которому сегодня принадлежит большая часть образовательных учреждений, подразумевает два вида финансирования: c  расширенными правами – субсидиарное финансирование (одной строкой) – и по смете в соответствии с кодами бюджетной классификации. Решение о создании автономного учреждения должно приниматься с учетом масштаба деятельности учреждения, в том числе и внебюджетного, а главное – профессионализма руководителя и бухгалтерской службы. Мы считаем возможным соотношение автономных и бюджетных учреждений на территории Калининградской области как 30 к 70. Сегодня мы можем говорить серьезно только о промежуточных итогах перехода образовательных учреждений на автономию. Во-первых, расширился перечень предоставляемых услуг, в том числе на возмездной основе. Во-вторых, формируется новый тип руководителя – менеджера, самостоятельно определяющего программу развития учреждения. В-третьих, оптимизируются расходы, не связанные напрямую с уставной деятельностью: по уборке территории и помещений, организации питания, подвозу учеников и так далее. В-четвертых, спрос родителей на дополнительные услуги возрастает в связи с улучшением их качества. В-пятых, при переходе учреждений образования в статус автономных их доходы от эффективного управления и оказания платных образовательных услуг в среднем возрастают на 10-15 процентов.Спектр платных образовательных услуг определяют наши потребители – родители. Он варьируется в зависимости от места нахождения учреждения, его материально-технической базы, кадрового потенциала, времени года и типа учреждения. К счастью, существующая нормативно-правовая база не является преградой для оказания платных образовательных услуг.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте