Работа над мегапроектом Союзного государства – совместной российско-белорусской картиной «Брестская крепость» – началась со скандала: белорусские ветераны и депутаты почти год не соглашались с первым вариантом сценария, основанным на одноименной документальной книге Сергея Смирнова 1964 года издания. Уж слишком много было в ней идеологических перекосов. Пришлось вносить поправки с учетом новых документов, которые запрашивали в архивах ФСБ. Из потраченных на картину 225 миллионов рублей (около 8 миллионов долларов) 65 процентов дала Россия, а 45 – Белоруссия.
Для тех, кто пойдет на фильм в надежде увидеть точную историческую реконструкцию, я бы посоветовал для начала посмотреть выложенную в Интернете документальную картину с одноименным названием, автором которой выступил продюсер полнометражной «Брестской крепости», в прошлом известный телевизионщик Игорь Угольников. Там кратко и доходчиво изложены перипетии трагедии июня-41, ее исторический контекст. Что собой представляла Брестская крепость, чьи многочисленные сооружения растянуты на километры? Почему немцы не могли ждать, пока последние защитники будут истощены голодом и жаждой, а по 7-8 раз на дню ходили в лобовые атаки, неся большие потери? Эти и другие нюансы в игровом фильме не отражены как малозначимые. Он вообще о другом. Это наш вариант голливудского военного блокбастера вроде «Перл-Харбора», то есть фильма об одной отдельно взятой исторической баталии, на фоне которой рассказана история людей, попавших в экстремальную ситуацию. В «Брестской крепости» таких персонажей больше десятка: от семьи ворошиловских стрелков – лейтенанта с нордическим характером Почерникова (Евгений Цыганов) и его верной жены (Татьяна Камина), что из своей квартиры отстреливались до последнего, а потом покончили с собой, – до трусоватого киномеханика (Андрей Сенькин), который подорвал себя и врагов гранатой, уже когда крепость пала.Среди главных – начальник погранзаставы Андрей Кижеватов (Андрей Мерзликин), политрук-еврей Ефим Фомин (Павел Деревянко) и комполка Петр Гаврилов (Александр Коршунов) – они возглавили оборону на разных участках. А все события рассказаны от имени малолетнего Сашки Акимова (Алеша Копашов), воспитанника военного оркестра, который всюду бегал как связной.Режиссер Александр Котт, некогда заявивший о себе в большом кино с прелестной ретромелодрамой «Ехали два шофера», на этом проекте попытался отойти от советской традиции в изображении Великой Отечественной. Однако интонации военной классики здесь все равно ощущаются вполне явственно. Например, как тут не вспомнишь партизанский фильм ужасов «Иди и смотри» Элема Климова с его гипернатурализмом и стремлением при помощи безысходной жестокости вытащить из зрителя человека. Или взять эпизод с фальшивым майором НКВД, который уговаривал защитников крепости прекратить сопротивление. Диверсанта разоблачили по сапогам: у наших они якобы были подбиты гвоздями с круглыми шляпками, а у немцев – с квадратными. Подобная сцена была бы на месте в шпионском триллере «В августе 44-го», но выглядит чужеродной в фильме о первом дне войны, когда в Красной армии еще не поменяли установку, что немцы не союзники, а враги.Однако в российском прокате картина взяла неожиданно многообещающий старт, собрав только за первый уик-энд 2,3 миллиона долларов. Не исключено, что такими темпами байопик о до сих пор незаслуженно обойденных нашим кинематографом реальных защитниках Брестской крепости, наполненный сильными актерскими работами и светлой памятью, затмит насквозь выдуманное, но широко разрекламированное «великое кино о великой войне» Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние».
Комментарии