search
main
0

Умеющие слышать. Чуткое сердце важнее, чем хороший слух

«У нас не бывает случайных людей», – так сказал о своем коллективе директор омской областной коррекционной школы-интерната №15 для слабослышащих детей Евгений Дмитриевич Коновалов. И это замечание вполне справедливо – примерно 80 процентов педагогов трудятся здесь свыше десяти лет, и нет ни одного, кто отработал бы менее пяти. Нужно ли говорить, что человеческие качества, необходимые любому учителю, – любовь к детям, доброта, чуткость – в подобном учебном заведении важны вдвойне. Да и профессиональные требования к педагогам в этой школе предъявляются повышенные. Ведь им необходимо давать знания ребятишкам, которым из-за проблем со слухом усваивать материал значительно сложнее, чем обычным детям.

Юбилей с предысторией

В конце декабря учебное заведение отметило свое тридцатилетие, хотя фактически оно существует гораздо дольше. Еще раньше здесь была объединенная школа для глухонемых и слабослышащих детей, а позже произошло разделение. Поэтому сейчас в интернате есть педагоги, чей стаж работы с ребятами, имеющими проблемы со слухом и речью, давно миновал тридцатилетний рубеж. К примеру, у Зои Кузьминичны Ульяновой, учителя-дефектолога, он насчитывает 50 лет, 47 лет трудится заместитель директора по работе с начальными классами Галина Илларионовна Храмцова, 23 года в интернате работает отличник народного образования Вера Николаевна Дик. На высшую квалификационную категорию аттестованы 25 педагогов школы, девять получили два высших образования и имеют специальности учителя-предметника и дефектолога. Средний возраст членов коллектива – в районе пятидесяти. И в данном случае такая «зрелость» – отнюдь не недостаток. Педагоги школы-интерната должны помочь своим воспитанникам не только получить аттестат об основном общем образовании, но и, насколько это возможно, дать уверенность в себе, своем будущем, научить общаться, слышать окружающих и быть услышанными, понятыми. А для этого необходимы колоссальные навыки и огромный опыт, накапливаемый долгие годы. В школе организован специальный семинар, обучающий методикам работы со слабослышащими детьми. Пройти его обязан каждый педагог. При общении с работниками школы невольно обращают на себя внимание их безупречно поставленная, четкая речь, звучный голос и усиленная жестикуляция. И если всё это освоить при желании можно, то состраданию и терпению во взрослом возрасте научиться практически нельзя. Здесь работают только те, кому эти душевные качества даны природой.

Успехи учеников – оценка педагогам

В коррекционную школу, финансируемую из областного бюджета, ребята попадают по заключению медиков и зачисляются на одно из двух действующих отделений – в зависимости от степени нарушения слуха и речи. Сейчас в учебном заведении 152 воспитанника. Здесь мальчишки и девчонки находятся с утра до вечера, а потому для них стараются создать обстановку, максимально приближенную к домашней. В первой половине дня дети изучают общеобразовательные предметы, во второй вместе с воспитателями играют, занимаются в спортивных и творческих кружках, гуляют, ходят в театры, музеи, на каток, готовят уроки. В выполнении домашних заданий ребятам без умелого руководства взрослых, бывает, не обойтись, а у мам и пап часто нет специальных навыков, чтобы помочь детям. Проблемы со слухом – явление далеко не всегда наследственное, нередко они возникают как осложнение после того или иного перенесенного заболевания. Поэтому в том, что дети проводят в школе целый день, есть резон. Часть из них (около 60) и вовсе находятся здесь круглосуточно, их забирают только на выходные, иногда и не каждую неделю. В основном это ребятишки из районов области. Родители у них есть (детей-сирот в интернате нет), но для малообеспеченных семей частые поездки в город и обратно весьма накладны.

– Ребятам у нас, думаю, не скучно, – говорит директор Евгений Коновалов, – мы даем им возможность заниматься тем, что нравится, раскрывать творческие способности. Недаром ведь говорят, что тех, кто имеет какой-либо физический недостаток, природа, как бы компенсируя его, щедро награждает талантами. Уж наши-то педагоги это знают. Среди ребят много спортсменов, причем есть даже чемпионы России по различным видам спорта. Многие прекрасно рисуют, танцуют, поют, участвуют в фестивале детей-инвалидов «Преодоление». А недавно наши воспитанницы из ансамбля «Веселые нотки», которым руководит учитель ритмики Татьяна Николаевна Жаринова, стали финалистками телешоу «Минута славы» на первом канале. Их успех – это и наш успех. Причем для педагогов большое значение имеет не только то, что они хорошо выступили, но и то, что смогли, отбросив стеснение и комплексы, поехать, предстать перед публикой, общаться на равных с другими участниками. Мы всегда стараемся следить за дальнейшей судьбой наших выпускников. С каждым годом ребятам становится все сложнее трудоустроиться. Раньше ведь почти на каждом крупном предприятии были специальные цеха для слабослышащих, к нам приходили, приглашали на работу. Теперь этого нет. И все же наши выпускники в большинстве своем так или иначе устраиваются в жизни. Бывает, что дети переходят со временем в обычные общеобразовательные школы, хорошо там адаптируются и даже поступают в вузы, но, конечно, не так часто, как хотелось бы. А вот средние профессиональные учебные заведения оканчивает немало наших воспитанников, и затем они работают по специальности. Искренне радуемся за каждого из них. Отмечу, что очень многое здесь зависит и от поддержки родителей.

Судьба учителя

Со словами Евгения Дмитриевича полностью согласна председатель профкома, учитель начальных классов Светлана Рыбина, дочь которой окончила именно эту школу-интернат. Девочка стала плохо слышать из-за осложнения после тяжелой формы гриппа. Ради нее семья Рыбиных в свое время перебралась в Омск из далекого Усть-Ишимского района, где Светлана Анатольевна работала в школе. Приехав в город, мама устроилась в интернат, чтобы быть рядом с дочерью, стала посещать семинар, освоила фоноритмику, необходимую педагогу, работающему со слабослышащими ребятишками. Сейчас, считает Светлана Анатольевна, судьба вознаградила ее за пережитые испытания: став участницей губернаторской программы поддержки бюджетников, она получила жилищную субсидию, и семья, 11 лет снимавшая квартиру, переехала в собственный дом. Дочка учится в училище и скоро получит профессию портнихи.

Неудивительно, что проблемы своих учеников Светлана Анатольевна принимает близко к сердцу, пропускает через себя. Сейчас у нее нулевой (подготовительный) класс, в котором занимаются шестилетние ребятишки. Как правило, слабослышащие дети не посещают детские сады, поэтому такой класс в этом учебном заведении необходим. К «нулевичкам» нужно проявлять особую чуткость и индивидуальный подход, чтобы спустя четыре года они почувствовали себя готовыми осваивать сложную общеобразовательную программу. Работать со своими воспитанниками Светлане Анатольевне нравится. По ее словам, они очень искренние, открытые. Ребятишки умеют «слышать сердцем», быть по-настоящему благодарными и отвечать добротой на доброту.

Праздники и будни

Профсоюзную организацию Светлана Рыбина возглавляет только первый год. Но став председателям профкома, она сразу почувствовала себя в своей стихии, трудностей особых не возникло. В коррекционной школе давно существуют традиции плодотворного сотрудничества между профкомом и администрацией. Директор Евгений Коновалов уверен, что благоприятный микроклимат, атмосферу взаимопонимания в коллективе создает именно профсоюз. Ни одного серьезного конфликта между сотрудниками в школе, которой Евгений Дмитриевич руководит с 1989 года, он не припомнит.

– Работа у наших педагогов напряженная, нагрузка, прежде всего психологическая, очень большая, и мы стараемся во всем друг друга поддерживать, – отмечает Светлана Викторовна. – Профком работает четко, слаженно, всегда готов без промедлений собраться, что-то обсудить. Все документы и финансовая отчетность у нас в порядке. Много лет безупречно трудится наш казначей Надежда Михайловна Воробьева. Уже не раз она награждалась грамотами Октябрьского райкома Профсоюза работников народного образования и науки. Действующим коллективным договором люди довольны. Работникам при необходимости выделяется материальная помощь. В некоторых случаях члены коллектива имеют право на дополнительные оплачиваемые дни отпуска. Пять дней, к примеру, предоставляются тем, кто в течение года трудился без ухода на больничный, три положено «вредникам» (техперсоналу, работающему на кухне). Чтобы сотрудники получали эмоциональную разгрузку, профком старается разнообразить их досуг. Часто устраиваем праздники с концертами, подарками, всевозможными конкурсами. Ко Дню учителя, например, провели беспроигрышную лотерею. Есть у коллектива и собственный хоровой ансамбль, которым много лет руководит педагог с большим стажем Дина Яковлевна Дьякова. Наши вокалистки неоднократно побеждали на районных смотрах-конкурсах, и коллег они всегда готовы порадовать ярким выступлением на любом мероприятии.

Вот и последние дни у педагогов и воспитанников интерната были насыщены событиями. Вскоре после юбилея школы пришел любимый всеми Новый год, подаривший веселье, пушистую елочку и встречу с Дедом Морозом. Ребятишки, конечно же, рассказали ему о самых заветных желаниях и теперь надеются, что добрый волшебник поможет их осуществить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте