Рабочая программа по немецкому языку для 9-го класса к учебнику «Deutsch» – Немецкий язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Л.Бим, Л.В.Садомова (М.: Просвещение, 2011) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2009 года, Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009) и «Программы общеобразовательных учреждений: Немецкий язык. 5-9 классы» / И.Л.Бим. – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, или 3 урока в неделю.Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны/стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6-е и 7-9-е классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление со способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, доступными учащимся, в том числе с помощью новых информационных технологий; воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.Обязательный минимум содержания основных образовательных программРечевые умения. Предметное содержание речиОбщение со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер.Примерная тематика:1) Мои друзья и я. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение дискотеки, кафе, клуба). Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка.2) Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы. Международные школьные обмены. Проблема выбора профессии и роль иностранного языка.3) Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Технический прогресс. Средства массовой информации.4) Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни.Виды речевой деятельностиГоворениеДиалогическая речь:- диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;- диалог-расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;- диалог – побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие принять его, объяснять причину;- диалог – обмен мнениями – выражать точку зрения и соглашаться/не соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость, огорчение, желание/нежелание), эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.Комбинирование указанных видов диалога для решения более сложных коммуникативных задач.Монологическая речь:- кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/характеристика, повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;- делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;- выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.АудированиеВосприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.Формирование умений:- выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;- выбирать главные факты, опуская второстепенные;- выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую догадку, контекст;- игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.ЧтениеЧтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);- с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).Использование словаря независимо от вида чтения.Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.Формирование умений:- определять тему, содержание текста по заголовку;- выделять основную мысль;- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров.Формирование умений:- полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);- оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;- комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации – умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.Письменная речьРазвитие умений:- делать выписки из текста;- писать короткие поздравления (с днем рождения, другими праздниками), выражать пожелания;- заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);- писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.Языковые знания и навыкиОрфографияПравила чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.Произносительная сторона речиНавыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка, соблюдения ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений, выражение чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации.Лексическая сторона речиНавыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.Грамматическая сторона речиПризнаки нераспространенных и распространенных простых предложений, безличных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, использования прямого и обратного порядка слов. Навыки их распознавания и употребления в речи.Признаки глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных в различных падежах, артиклей, относительных, неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных. Навыки их распознавания и употребления в речи.Социокультурные знания и уменияОсуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученных на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов.Знание:- значения изучаемого иностранного языка в современном мире;- наиболее употребительной фоновой лексики, реалий;- современного социокультурного портрета стран изучаемого языка;- культурного наследия стран изучаемого языка.Овладение умениями:- представлять родную культуру на иностранном языке;- находить сходство и различия в традициях своей страны и страны/стран изучаемого языка;- оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.Компенсаторные уменияРазвитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании – языковую догадку, прогнозирование содержания.Учебно-познавательные уменияОвладение специальными учебными умениями:- осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;- пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;- участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации.Прим. ред. Содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, ресурсное обеспечение доступны для скачивания на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_article/831.Елена БЫКОВА, учитель немецкого языка лицея №9 города Слободского Кировской области, учитель года Кировской области-2013
Комментарии