search
main
0

Уметь ставить себя на место другого. Старшие классы. Тема «Мудрость в повседневных контактах»

Отношения между учителем и учеником неблизкие. Эгоцентризм – неумение поставить себя на позицию ученика или учителя. Как добиться того, чтобы те и другие понимали друг друга? Есть известное утверждение психолога, которое гласит: «Вы не можете считать, что правы, если не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны».

Цель: воспитание гражданских отношений между учеником и учителем.

Форма: гражданский форум.

Ход форума:

1. Участники заполняют анкету 1.

2. Объясняют основные правила дискуссии.

3. Ведущий вводит участников в тему дискуссии.

4. Все делятся своим личным опытом, связанным с обсуждаемой темой.

5. Участники анализируют подходы к проблеме.

6. Подведение итогов дискуссии.

7. Ребята заполняют анкету 2.

Отношения между учителем и учеником неблизкие. Эгоцентризм – неумение поставить себя на позицию ученика или учителя. Как добиться того, чтобы те и другие понимали друг друга? Есть известное утверждение психолога, которое гласит: «Вы не можете считать, что правы, если не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны».

Непонимание заключается в «мелочах». «Жизнь – это цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значения».

А) Учитель поставил оценку – ученик не согласен

Б) Ученик не согласен – учитель диктует быстро и т.д.

Правила

1. Ведущий будет направлять обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.

2. Все должны быть расположены к участию в дискуссии.

3. Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться.

4. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении нашей позиции.

5. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.

6. Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.

7. Мы слушаем и слышим друг друга.

Подход 1. Активность: создать в коллективе атмосферу нетерпимости к всякого рода грубости, недоброжелательности и жестокости.

Вопросы для обсуждения:

1. Будет ли иметь значение информированность родителей о случаях бездушного отношения к детям; имеют ли право дети обращаться за помощью в соответствующие органы для формирования активной жизненной позиции по борьбе со злом?

2. Должен ли устанавливаться общественный контроль над средствами массовой информации с целью прекращения демонстрации насилия на экране?

3. Возможно ли выявление случаев психического насилия в школе?

Подход 2. Упреждение: изменить экономическую ситуацию в сторону стабильности и преодоления социальных контрастов, поднять авторитет учителя и ученика.

1. Решают ли деньги проблемы морали?

2. Необходимо ли при приеме учителя на работу учитывать его нравственные качества?

3. Влияет ли социальное неравенство на отношение учителя к ученику и наоборот?

Подход 3. Возрождение: формировать нравственную культуру, пропагандировать гражданскую позицию.

1. Можно ли научить доброте?

2. Должна ли школа помимо образовательной выполнять воспитательную функцию или воспитывать должна семья?

Анкета 1. Мудрость в повседневных контактах.

1. В какой мере каждая из перечисленных здесь причин способствует равнодушию в обществе, агрессии и жестокости в отношениях между учеником и учителем?

А) Мы сами создаем ситуацию, в которой живем: мы терпим агрессию, бездушие, жестокость.

Б) Социально-экономические проблемы, отсутствие стабильности, резкое социальное расслоение.

В) Утрата нравственной культуры, недостатки семейного и школьного воспитания.

Варианты ответа: в весьма значительной, в значительной, в незначительной мере.

2. Ниже приведены различные подходы к решению проблемы, которые мы, как общество, можем избрать. Каждый из них дает определенный результат, но в то же время каждый требует некоторых жертв. Оцените по трехбалльной системе, где «1» – наиболее предпочтительный для вас вариант, «3» – наименее предпочтительный:

А) нужно создать в обществе атмосферу нетерпимости к всякого рода насилию и жестокости;

Б) чтобы преодолеть бездушие, агрессию, жестокость в школе, мы должны искоренить ее глубинные социально-экономические причины;

В) нужно сосредоточить силы и ресурсы на воспитании и образовании молодежи, в воспитании у нее человечности, а также на возрождение нравственной культуры, даже если это и потребует больших финансовых затрат, явится дополнительной нагрузкой учителям, а также потребует специальной подготовки педагогов-профессионалов.

3. Будет ли результативна каждая из перечисленных ниже мер:

А) установить общественный контроль над средствами массовой информации;

Б) разработать законодательные документы, защищающие от насилия в школе;

В) создать систему эстетического воспитания и образования?

4. Ниже приведены несколько аргументов «за» и «против» первого подхода. Активность: создать в коллективе атмосферу нетерпимости к всякого рода грубости, недоброжелательности и жестокости.

А) Активная позиция учеников и учителей по отношению к агрессии, насилию, жестокости не улучшит ситуации, ведь общественная система и ее ценности останутся прежними.

Б) Искоренив насилие на экране, мы избавим многих от желания подражать такому стилю поведения в обществе.

В) Разработка и воплощение в жизнь законодательных документов, предотвращающих насилие и агрессию, – допустимое, но не эффективное решение, ведь законы не правят поведением людей.

5. Ниже приведены примеры «за» и «против» второго подхода. Упреждение: изменить экономическую ситуацию в сторону стабильности и преодоления социальных контрастов, поднять авторитет учителя и ученика:

А) обеспеченность в материальном отношении снимает раздражение человека по отношению к ближним и дальним;

Б) очень часто в обеспеченных семьях царят бездушие и жестокость в отношении ее членов и в отношении к окружающим;

В) сегодня невозможно изменить ситуацию в сторону социального равенства, так как невозможно накормить всех.

6. Ниже приведены примеры «за» и «против» третьего подхода. Возрождение: формировать нравственную культуру, пропагандировать гражданскую позицию:

А) доброте необходимо учить, только тогда мы сможем получить поколение людей, настроенных к другим доброжелательно;

Б) мы сможем возродить нравственную культуру, так как молодежь больше занимают ценности западной культуры;

В) гуманизация и гуманитаризация образования и школьной жизни будут вступать в противоречие с тем, что творится за пределами школы, отсюда малорезультативность и искусственность подхода.

Варианты ответа: согласен, не согласен, не знаю.

8. Становились ли вы за последние годы свидетелем или жертвой чьей-то агрессии, жестокости, насилия, свидетелем бесчеловечного поступка?

Варианты ответа: да, нет, не знаю.

Зинаида МУРИНА, учитель истории и обществознания;

Оксана ГРЕБЕННИКОВА, учитель литературы

Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте