Отношения между учителем и учеником неблизкие. Эгоцентризм – неумение поставить себя на позицию ученика или учителя. Как добиться того, чтобы те и другие понимали друг друга? Есть известное утверждение психолога, которое гласит: «Вы не можете считать, что правы, если не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны».
Цель: воспитание гражданских отношений между учеником и учителем.
Форма: гражданский форум.
Ход форума:
1. Участники заполняют анкету 1.
2. Объясняют основные правила дискуссии.
3. Ведущий вводит участников в тему дискуссии.
4. Все делятся своим личным опытом, связанным с обсуждаемой темой.
5. Участники анализируют подходы к проблеме.
6. Подведение итогов дискуссии.
7. Ребята заполняют анкету 2.
Отношения между учителем и учеником неблизкие. Эгоцентризм – неумение поставить себя на позицию ученика или учителя. Как добиться того, чтобы те и другие понимали друг друга? Есть известное утверждение психолога, которое гласит: «Вы не можете считать, что правы, если не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны».
Непонимание заключается в «мелочах». «Жизнь – это цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значения».
А) Учитель поставил оценку – ученик не согласен
Б) Ученик не согласен – учитель диктует быстро и т.д.
Правила
1. Ведущий будет направлять обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.
2. Все должны быть расположены к участию в дискуссии.
3. Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться.
4. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении нашей позиции.
5. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.
6. Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.
7. Мы слушаем и слышим друг друга.
Подход 1. Активность: создать в коллективе атмосферу нетерпимости к всякого рода грубости, недоброжелательности и жестокости.
Вопросы для обсуждения:
1. Будет ли иметь значение информированность родителей о случаях бездушного отношения к детям; имеют ли право дети обращаться за помощью в соответствующие органы для формирования активной жизненной позиции по борьбе со злом?
2. Должен ли устанавливаться общественный контроль над средствами массовой информации с целью прекращения демонстрации насилия на экране?
3. Возможно ли выявление случаев психического насилия в школе?
Подход 2. Упреждение: изменить экономическую ситуацию в сторону стабильности и преодоления социальных контрастов, поднять авторитет учителя и ученика.
1. Решают ли деньги проблемы морали?
2. Необходимо ли при приеме учителя на работу учитывать его нравственные качества?
3. Влияет ли социальное неравенство на отношение учителя к ученику и наоборот?
Подход 3. Возрождение: формировать нравственную культуру, пропагандировать гражданскую позицию.
1. Можно ли научить доброте?
2. Должна ли школа помимо образовательной выполнять воспитательную функцию или воспитывать должна семья?
Анкета 1. Мудрость в повседневных контактах.
1. В какой мере каждая из перечисленных здесь причин способствует равнодушию в обществе, агрессии и жестокости в отношениях между учеником и учителем?
А) Мы сами создаем ситуацию, в которой живем: мы терпим агрессию, бездушие, жестокость.
Б) Социально-экономические проблемы, отсутствие стабильности, резкое социальное расслоение.
В) Утрата нравственной культуры, недостатки семейного и школьного воспитания.
Варианты ответа: в весьма значительной, в значительной, в незначительной мере.
2. Ниже приведены различные подходы к решению проблемы, которые мы, как общество, можем избрать. Каждый из них дает определенный результат, но в то же время каждый требует некоторых жертв. Оцените по трехбалльной системе, где «1» – наиболее предпочтительный для вас вариант, «3» – наименее предпочтительный:
А) нужно создать в обществе атмосферу нетерпимости к всякого рода насилию и жестокости;
Б) чтобы преодолеть бездушие, агрессию, жестокость в школе, мы должны искоренить ее глубинные социально-экономические причины;
В) нужно сосредоточить силы и ресурсы на воспитании и образовании молодежи, в воспитании у нее человечности, а также на возрождение нравственной культуры, даже если это и потребует больших финансовых затрат, явится дополнительной нагрузкой учителям, а также потребует специальной подготовки педагогов-профессионалов.
3. Будет ли результативна каждая из перечисленных ниже мер:
А) установить общественный контроль над средствами массовой информации;
Б) разработать законодательные документы, защищающие от насилия в школе;
В) создать систему эстетического воспитания и образования?
4. Ниже приведены несколько аргументов «за» и «против» первого подхода. Активность: создать в коллективе атмосферу нетерпимости к всякого рода грубости, недоброжелательности и жестокости.
А) Активная позиция учеников и учителей по отношению к агрессии, насилию, жестокости не улучшит ситуации, ведь общественная система и ее ценности останутся прежними.
Б) Искоренив насилие на экране, мы избавим многих от желания подражать такому стилю поведения в обществе.
В) Разработка и воплощение в жизнь законодательных документов, предотвращающих насилие и агрессию, – допустимое, но не эффективное решение, ведь законы не правят поведением людей.
5. Ниже приведены примеры «за» и «против» второго подхода. Упреждение: изменить экономическую ситуацию в сторону стабильности и преодоления социальных контрастов, поднять авторитет учителя и ученика:
А) обеспеченность в материальном отношении снимает раздражение человека по отношению к ближним и дальним;
Б) очень часто в обеспеченных семьях царят бездушие и жестокость в отношении ее членов и в отношении к окружающим;
В) сегодня невозможно изменить ситуацию в сторону социального равенства, так как невозможно накормить всех.
6. Ниже приведены примеры «за» и «против» третьего подхода. Возрождение: формировать нравственную культуру, пропагандировать гражданскую позицию:
А) доброте необходимо учить, только тогда мы сможем получить поколение людей, настроенных к другим доброжелательно;
Б) мы сможем возродить нравственную культуру, так как молодежь больше занимают ценности западной культуры;
В) гуманизация и гуманитаризация образования и школьной жизни будут вступать в противоречие с тем, что творится за пределами школы, отсюда малорезультативность и искусственность подхода.
Варианты ответа: согласен, не согласен, не знаю.
8. Становились ли вы за последние годы свидетелем или жертвой чьей-то агрессии, жестокости, насилия, свидетелем бесчеловечного поступка?
Варианты ответа: да, нет, не знаю.
Зинаида МУРИНА, учитель истории и обществознания;
Оксана ГРЕБЕННИКОВА, учитель литературы
Удмуртия
Комментарии