Цели: научить учеников аргументированно выражать свои взгляды, вести дискуссию, работать с литературой, развивать способность противостоять давлению со стороны окружающих.
Ход урока
Почти все люди рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово “нет”.
Никола ШАМФОР
В начале урока идет работа над темой занятия. Учитель просит ребят дать определение термину “болезнь”. Группы предлагают свои варианты. Предложения обобщаются, и выводится общее определение (например: болезнь – нарушение адаптации человека к внешней среде). Далее учитель сообщает, что все болезни делятся на социальные и соматические (болезни тела).
Социальные болезни – это те, которые в худшую сторону изменяют поведение людей и поэтому опасны для общества, то есть социально опасны.
Ученики вместе с учителем называют социальные болезни:
алкоголизм
наркомания
курение
проституция
СПИД.
Один из вопросов, который может быть рассмотрен на этом этапе урока: “Какая из перечисленных проблем представляет наибольшую опасность?”.
Информация для учителя.
По результатам опроса, проведенного в сентябре 2002 года Всероссийским центром изучения общественного мнения, большинство россиян считают, что сейчас наибольшую опасность для страны представляет проблема распространения наркомании. В этом уверен 61% респондентов.
Что надо делать, чтобы лечить социальные болезни?
Предложения обобщаются и выделяются три главных:
Понять, откуда они появляются.
Как они влияют на человека.
Как уберечься от таких заболеваний.
Для работы над первой проблемой группам предлагается выполнить задание на листе N 1. На нем изображено дерево, олицетворяющее какую-то из социальных болезней. Учащимся необходимо обозначить причины появления этого заболевания и надписать их на корнях дерева.
Причины, называемые ребятами, учитель фиксирует на доске. После этого делается вывод об одинаковых причинах (корнях) всех социальных болезней.
Перед тем как начать работу над проблемой влияния социальных болезней на организм человека, учитель предлагает группам выполнить задание на листе N 2.
Учащимся необходимо по представленным изображениям определить возраст, на который выглядят три довольно известные личности. Ребята могут сами предложить их имена.
В ходе обсуждения они приходят к выводу о том, что существует прямая связь между социальными и соматическими болезнями и что социальные болезни приводят к соматическим.
На этом этапе урока ребятам предлагается вновь поработать с листом N 1. Учащиеся должны определить, к каким последствиям приводит курение, употребление алкоголя, наркотиков, и т.д. Последствия – это “плоды” деревьев, и их необходимо занести на крону дерева.
При обсуждении полученных результатов становится очевидно, что плоды (последствия) у социальных болезней схожи.
Один из вопросов, который можно поставить перед учащимися: “За чей счет лечить социальные болезни?”.
На заключительном этапе урока обсуждается проблема “Как уберечь себя от социальных болезней?”.
Используя излишнее стремление подростка выглядеть взрослым, самостоятельным, иные взрослые предлагают закурить, выпить, попробовать наркотики, говоря при этом: только маленькие отказываются. Нужно быть к этому готовым и, отказываясь, привести свои доводы: я достаточно взрослый, чтобы представить те ужасные последствия, которые могут последовать. Я уверен, меня переубеждать бесполезно. В группах ребята могут смоделировать ситуации, которые могут привести к приему дозы алкоголя или наркотиков. Затем необходимо отработать возможные варианты и способы отказа от предложения.
Заканчивая урок, учитель заостряет внимание на том, что есть люди, которые не могут сказать “нет”. Они просто боятся обидеть собеседника. В ряде случаев этим пользуются. Тем, кто боится сказать “нет” или не умеет этого, надо, не стесняясь, идти к школьному психологу, и тот поможет решить эту проблему.
Ведь именно это слово и отделяет взрослого от ребенка, свободного от раба. Пьер Безухов впервые почувствовал себя взрослым человеком лишь тогда, когда впервые сказал “нет”.
Ирина СТАТЫЧНЮК,
учитель граждановедения
Брянская область
Комментарии