Анфиса ШОЛОМИЦКАЯ – учитель начальных классов школы №1788, а также методист по введению технологии смешанного обучения в образовательный процесс.
– Анфиса Владимировна, когда метод смешанного обучения начал развиваться в вашей школе?- Еще до момента открытия нового здания нашего комплекса многие педагоги подразделения прошли курсы повышения квалификации и посетили многочисленные семинары, где активно обучались технологии смешанного обучения. Знакомство с данной методикой началось еще в летний период, задолго до начала учебного года. Большинство из нас, учителей, вдохновились этой технологией и захотели внедрить ее в своей работе, что мы, в общем-то, с успехом и делаем.Цель методики – максимально увлечь детей, повысить их мотивацию к учебе. Интернет все больше занимает умы подрастающего поколения, и закрывать на это глаза недальновидно и просто глупо. Наша задача как педагогов – показать и доказать детям, что Интернет – это не только источник игр и развлечений, но и безграничный мегаучебник, в котором содержится колоссальный объем знаний. И учителя, и ученики могут и должны использовать этот ресурс на своих уроках для разнообразия учебного процесса и максимальной активности учащихся.В технологию смешанного обучения входит несколько основных форм и видов: это и «ротация станций/лабораторий», и «автономная группа», и, например, «перевернутый класс». Технологий несколько. Каждый учитель пробует их в своей практике и выбирает оптимальную для конкретного класса.К примеру, «перевернутый класс» – это когда учитель отправляет детям, а возможно и родителям, ссылки на какие-либо интернет-ресурсы (это могут быть научно-познавательные фильмы, презентации), ученики изучают данную информацию дома и, уже придя на урок, который проходит в нетрадиционной форме (такой как научная конференция, семинар, диспут, викторина), обсуждают ее с педагогом.Таким образом, учитель, задав всего пару вопросов, сразу понимает, кто в теме разобрался, а кто – нет, кто заинтересовался материалом, а кто вообще не имеет о нем представления. Главное в этой технологии – проведение урока в нетрадиционной форме, то есть не говорящая 40 минут «голова учителя».- А другие технологии? Какая из них самая популярная?- Наибольшей популярностью у детей пользуется техника «ротация станций», когда класс делится на 3-4 группы, где каждая группа выполняет какое-то свое задание в течение 10-15 минут. За весь урок ученики проходят абсолютно все станции. Для детей важна кардинальная смена деятельности на уроках, поскольку сидеть 40 минут за однотипными, монотонными заданиями давно никому не интересно.- Чем отличаются станции друг от друга?- Первая станция предполагает работу с учителем, вторая – работу онлайн, за индивидуальными планшетами или ноутбуками, и, наконец, третья – это групповая, коллективная деятельность. Скажем, класс делится на группы по 8-10 человек. Группы могут формироваться по разному принципу (и по желанию детей, и на усмотрение учителя).На первой станции учитель имеет возможность уделить внимание каждому ученику и оценить степень его готовности к уроку. На второй станции дети изучают или ищут научно-популярную информацию, о которой мы уже говорили.Ученикам, которые работают в группе, дается какое-либо задание/проект, для того чтобы они учились совместно решать поставленные задачи и нести коллективную ответственность за результат, который они будут презентовать перед всем классом в конце урока.- Можете назвать онлайн-ресурсы, которыми пользуются ученики?- Наша школа работает на многих интерактивных площадках, например, это и «ЯКласс», и «Учи.ру», и «Матема». Мы с большим успехом и удовольствием применяем их на своих уроках и в домашних заданиях.- Всем ли предметам подошла методика смешанного обучения?- Мы пробуем методику абсолютно на всех предметах, она одинаково хорошо работает, нельзя выделить какой-то один.Могу сказать, что объем сделанного и изученного на уроке в разы превышает объем, который усваивали дети по традиционной методике. Дети успевают все, и, например, «ротация станций» с разделением класса на несколько блоков создает ощущение, что учитель провел три урока вместо одного.- Вы используете для методики что-нибудь новое, индивидуальное?- Когда мы проходили обучение по данной методике, наш педагог говорил, что есть 120 подвидов, или вариаций, смешанного обучения, но каждый учитель обязательно изобретает свой, 121-й. Естественно, у каждого педагога есть свои наработки и приемы.Может быть, учителю и непросто провести урок по этой технологии, ведь нужно очень серьезно готовиться…- То есть для такой работы нужны более творческие педагоги?- Согласна. Также нужно найти очень серьезные интернет-площадки и ресурсы, найти интересные задания, ориентированные по возрасту детей и тематике урока. Это творческая деятельность, и по времени она очень затратна.И как говорится, кто не хочет, тот ищет причину, а кто хочет, тот ищет возможности.
Комментарии