search
main
0

Умение вести за собой. Все участники Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения» – личности творческие

Передо мной более 130 даже не томов, а фолиантов, из которых можно узнать, как живет, воспитывает детей в соответствии с вызовами XXI века школа, которой руководит директор – главный дирижер как малого оркестра – педагогического коллектива, так и большого – ученического. Эти руководители – участники Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения», организованного Общероссийской общественной организацией «Всероссийское педагогическое собрание».

Хочу подчеркнуть, что все без исключения участники конкурса – директора – творческие. У каждой школы свое лицо. И чтобы это лицо стало ярким, запоминающимся, чтобы школа стала для ребенка вторым домом, теплым, добрым, во главе ее должен стоять человек – личность неординарная, талантливая.

Для учителей и детей санкт-петербургской гимназии №56, где директором работает Майя Борисовна Пильдес, школьный дом – «это приют спокойствия и вдохновения». Каждый чувствует себя членом огромной семьи, содружества, где всем уделяется внимание. По мнению учителей и родителей, у Майи Борисовны есть удивительный дар открывать и в педагоге, и в ребенке заложенные природой способности, вдохновлять, побуждать, создавать такие условия, такое жизненное пространство, где всем комфортно и по-домашнему спокойно.

В гимназии №56 сложились свои традиции, которые делают обычную жизнь гимназистов жизнерадостной, интересной и даже загадочной. Особенно всем полюбились осенний и зимний выезды, к которым старшеклассники вместе с классными руководителями готовят удивительные концерты и затем всей гимназией на несколько дней уезжают в пансионат.

Учительница Людмила Мудренова бесконечно благодарна Майе Борисовне за то, что та помогла ей раскрыть такие способности, о которых она и не подозревала. «Я никогда раньше не учила таких удивительных, талантливых детей. Я никогда не работала с коллегами, которые придумывают интереснейшие дела, а уроки дают такие, что каждый можно брать как методическое пособие».

Педагоги, причем независимо от того, какой предмет они преподают, уверены, что основная функция образования – это приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а само образование – способ развития личности ребенка. Помочь ему создать осмысленную картину мира и нацелить всю жизнь оставаться «развивающимся человеком в развивающемся мире», без боязни вступать в условия неопределенности и изменчивости, брать ответственность свободного выбора.

Особое внимание программированию, математике, английскому языку для программистов. Сегодня, считает учитель математики Елена Загребенная, каждому ученику присущ интерес к вычислительной технике, программированию. Многие ребята пишут собственные программы. Занятия часто больше похожи на семинар, перед которым педагог задает тему для обсуждения.

В старшей школе каждый класс представляет собой команду, которая участвует в соревновании длиной в учебный год, в основе его лежат занятия по тем или иным предметам. Турнир состоит из заочных состязаний, промежуточных финалов и суперфинала. В 10-11-х классах проходят предметные недели – это одновременно и игра, и учеба, смотр достижений отдельных учеников и всего класса. Предметная неделя содержит обязательные компоненты: открытие, тестовое состязание, защита исследовательских, творческих работ, проекты, викторины.

Выпускники школы, покидая ее, пишут отзывы: «Я благодарен школе за то, что не потерялся в ней, хотя нас, учеников, здесь много, страшно много. Но учителя как-то умеют увидеть, разглядеть каждого и, разглядев, показать, что все мы разные и каждый чего-то стоит, что среди общего яркого школьного «Мы» есть и яркие «Я».

Майя Пильдес имеет несколько десятков грамот и благодарственных писем, в том числе грамоту за подписью губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко за создание уникального для страны образовательного комплекса-гимназии.

Директор екатеринбургского лицея №110 имени Л.К.Гришиной Ирина Виноградова успешно внедряет инновационную образовательную программу «Воспитание интеллектуальной молодежной элиты, способной к деятельности в российском обществе». Уроки в старших классах имеют личностно-ориентированный подход. Они нацелены на пробуждение и развитие способностей подростков. Занятия проходят необычно. Это уроки-концерты, уроки-суды, уроки-презентации. Скажем, урок-автограф проходит как литературная игра. Здесь и конкурсы знатоков, когда ребята могут почувствовать особенности стиля того или иного произведения. На таком уроке невозможно оставаться сторонним наблюдателем, равнодушным. Игра вызывает интерес к чтению.

Педагоги активно используют современные технологии, развивающие у детей стремление к самостоятельности в познании. Родители и ученики выбирают программы и проекты, которые более всего отвечают их запросам и чаяниям. Скажем, проекты «Лицей – территория здоровья», «Одаренные дети», «Толерантность – дорога к миру», «Лицейская дума» (программа соуправления учащихся).

40 лет в лицее существуют классы математического профиля. Ребята приобретают опыт построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин. Учителя при этом используют проблемно-диалоговое обучение. В классах физико-математического и информационно-технологического профиля ребята осваивают программу углубленного изучения математики.

Впрочем, в лицее отдают предпочтение не только царице наук, но и естествознанию, поскольку оно способствует познанию объективного мира, цельному взгляду на него. Происходит экологизация естественно-научного образования, что позволяет проводить непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности.

Кафедры по большинству предметов возглавляют учителя высшей категории. Их собрала под крышей лицея Ирина Юрьевна Виноградова. Многие эту степень получили, работая здесь. Кафедра информационных технологий давно работает как творческая лаборатория с одаренными детьми. Используются самые разные виды компьютерных технологий. Например, конкурс компьютерной анимации «Весенняя капель», конкурс «Моя реклама», конкурсы компьютерной графики «Рождественская метель» и «Спектр». Это вызывает увлеченность не только информационными технологиями, но и своей интересной темой, исследованиями.

Компьютер становится незаменимым помощником, самым современным инструментом анализа, поиска. Это дает простор для фантазии, склонностей, увлечений. Лицеисты в городских конкурсах проектов получают призовые места. Работа Маши Филипповой, которую она сделала в ходе соревнований, была отослана на международный интернет-конкурс «Моя любимая сказка». Маша стала лауреатом и получила приз.

Одно из направлений социальной адаптации подростков – развитие толерантности. Десятиклассники при подготовке классного часа «Наш дом – лицей, Екатеринбург, Россия» в анкету включили вопрос: «Представители каких национальностей вызывают у вас недоверие, опасение?» Итоги опроса совпали с результатами, представленными ВЦИОМом. На этом классном часе был сделан вывод: толерантное отношение является показателем интеллектуального и нравственного уровня человека, готового совершенствовать свой ум и манеру поведения.

Сельская школа в России в XIX, да и в XX веках была основным и единственным центром культуры и духовности. Это ее особенность в отличие от городской. Директор Хобот-Богоявленской сельской школы имени В.В.Гришанова Первомайского района Тамбовской области Ирина Илларионова создала на ее базе сельский социокультурный комплекс. Школа стала его культурным звеном. В него вошли фельдшерско-акушерский пункт, сельская библиотека, Дом культуры, группа кратковременного пребывания детей. У комплекса есть свой управляющий совет, который решает как вопросы материально-технической базы, финансовой поддержки образовательных программ, инновационных процессов школы, так и вопросы развития всего комплекса. В состав совета входят руководители учреждений образования, культуры, здравоохранения, родители, старшеклассники.

Для чего нужен этот комплекс? Ирина Илларионова считает, что он необходим для воспитания и обучения детей, развития их творческих способностей, а также для развития творческой активности коллективов учреждений содружества. Он будет помогать трудоустройству выпускников.Осуществлять защиту социально-экономических, трудовых, личных прав и свобод ребят и родителей. Выступать с инициативами по разным вопросам жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В маленькой сельской школе, где занимаются всего 77 детей, 19 учителей, в довольно короткий срок произошли изменения. Для выравнивания стартовых возможностей ребят при поступлении в школу и быстрой их адаптации к обучению был создан подготовительный класс «Умка».

В школе есть одиннадцать хорошо оснащенных кабинетов, компьютерный класс с интернетом, актовый и спортивный залы. Оборудована спортивная площадка. В целях экономии финансовых средств сельский медпункт расположился в здании школы. Это предполагает взаимовыгодное сотрудничество. Хобот-Богоявленская средняя школа несколько лет живет по программе «Здоровье детей – здоровье нации».

Два года назад школа включилась в эксперимент по использованию моделей реструктуризации сети сельских школ, а в прошлом году получила статус областной экспериментальной площадки. Учителя из Хобот-Богоявленского внесли свои инновационные предложения. Одно из них касается повышения качества обучения. Сама школа работает без второгодников. 55% учеников учатся без троек. Создана благоприятная воспитательная среда, которая позволяет повысить интеллектуальный, нравственный, коммуникативный, эстетический уровень учеников. Многие методические находки местных педагогов используются их коллегами по всей области.

Работа с населением ведется с помощью социальных проектов. Благодаря национальному проекту «Здоровье» был открыт мини-профилакторий, оборудованный новейшими спортивными тренажерами. И теперь здесь оказывают медицинские и оздоровительные услуги: массаж, тубускварц, коррекция органов зрения, витаминотерапия. В рамках проекта «Растим патриотов России» создан кадетский класс. Самый долгосрочный проект – «Храм надежды». Он требует значительных финансовых затрат. И тем не менее рядом со школой уже заложен фундамент храма Казанской Божьей Матери. Ощутимы результаты проекта «Экология села». С улиц села исчезли свалки, оно преображается.

Социокультурный центр позволяет более эффективно решать проблемы детей, не упуская из вида ни особо одаренных, ни ослабленных физически, ни тех, кто отстает в развитии. Благодаря участию в районных и областных конкурсах, акциях социокультурный комплекс становится обладателем грантов, премий, умело привлекает внебюджетные средства. Все это расширяет возможности сельских школьников получать образование на хорошем уровне. Лучше выполняется социальный заказ – повышается уровень воспитанности учеников, развиваются личные качества и способности детей. В учебный план включены дополнительные предметы и курсы: валеология, риторика, экология, история религий, экономика и право, краеведение, народные промыслы, психология общения.

Лицей №14 (Нижнекамск Республика Татарстан) отличается от многих других. Его задача – дать ученикам основы знаний, необходимые для обучения в специальных и высших учебных заведениях МВД, сформировать у них высокие нравственные и волевые качества, дисциплинированность.Коллектив высококвалифицированных педагогов под руководством Салимы Калимуллиной реализует программу «Конкурентоспособная личность». Духовное и профессиональное становление ученика происходит благодаря активному его участию в проектной деятельности.

Как воспитать личность, умеющую управлять и самой собой, и другими? Салима Саитовна считает, что здесь свою огромную роль может сыграть участие школьников в органах управления лицеем. Ребята действуют во многом самостоятельно, но советуясь со взрослыми. Цель взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим. Воспитать ответственность, говорит Салима Саитовна, без духовной работы самого ребенка нельзя. Воспитание – это прежде всего самовоспитание. И педагоги лицея создают поле для самостроительства. Для этого они поделились школьной властью с учениками.

Какие сферы школьной жизни были отданы детям? Организация досуга: вечера, дискотеки, праздники. Пресс-конференции, встречи с представителями городской власти, школьная пресса, спорт, сельхозработы, ремонт помещений. У ребят появился реальный контроль над денежными средствами, их распределением. Кроме того, школьники участвуют в работе педсоветов, конференций, родительских собраний.

Высшим органом самоуправления является совет старшеклассников, выбирается президент. Сейчас педагоги с полной уверенностью говорят, что ученики уже не только их помощники, но и коллеги. Из них получились талантливые организаторы и хорошие исполнители. В соответствии с сегодняшним временем в лицее №14 воспитывают ярко индивидуального человека, который может оставаться самим собой и безболезненно вписаться в социум.

В кольской коррекционной школе №8 (Мурманская область) всегда идеальный порядок. Чистота и уют в коридорах и классах, спальных комнатах. Нигде ни соринки, ни надписей, ни царапины. Гостей обычно удивляет открытость детских лиц. Дети часто улыбаются, приветливо здороваются.

Но такого порядка могло и не быть, если бы в Кольской коррекционной школе-интернате не было коллектива единомышленников, который удалось создать директору Елене Яковлевой. Сюда приходят дети невоспитанные, даже злые, глядя на которых у многих педагогов опустились бы руки. Но здесь с такими ребятами происходит волшебное превращение.

Новичков сразу включают в общую игру, и они постепенно меняются. Школа – это своего рода флотилия. Ее возглавляет адмирал. У каждого класса-корабля есть капитан. Здесь воспитанники интерната становятся и настоящими мастеровыми. Многое в школе сделано их руками. В частности, резные двери в кабинетах. Мальчики – столяры и плотники – увлекаются резьбой по дереву. Девочки шьют, вяжут, занимаются бисероплетением, батиком.

Навыки, полученные детьми на уроках труда, приведут их к профессии, которая поможет им освоиться в мире. Ведь им труднее, чем их сверстникам, выросшим в нормальных семьях. Тяжелые врожденные заболевания или полученные из-за беспутной жизни родителей сделали этих ребят изгоями. Они часто напоминают затравленных зверьков, пока их не отогрели, не обласкали Елена Петровна Яковлева и ее учителя, психологи.

Из множества школ и их руководителей из-за недостатка места я выбрала только пять. Каждая из этих школ особенная, непохожая на другие. В каждой директора и коллективы педагогов находят свои подходы, свои методы, чтобы их ученики выросли достойными личностями, востребованными в современном обществе людьми, настроенными на успех.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте