Тема «Как не стать агрессивным». Материалы к занятиям с учителями и старшеклассниками.
После занятия участники смогут объяснить понятие «агрессивность» и выделить признаки агрессивного поведения, выявить причины агрессивного поведения и насильственного общения, задуматься о способах ненасильственного общения с непохожими на них людьми, продолжить работу над формированием у себя толерантного сознания и навыков ненасильственного общения.Упражнение «Красная тряпка»Требуется письменно закончить предложения:Я терпеть не могу, когда…;Меня нервирует, если…;Я не могу слышать о…;Я пугаюсь, когда…;Я просто психую, когда…Затем проводится круговая беседа, и ведущий акцентирует внимание на том, что одной из противоположностей толерантности является агрессивность, что мы часто бываем склонны к агрессии и проявляем ее во взаимодействии с другими людьми.На основе выполненного упражнения и анализа жизненного опыта участникам в микрогруппах предлагается выделить признаки агрессивного поведения. Представители микрогрупп поочередно зачитывают по одному из признаков, и на доске записывается обобщенный перечень, который сопоставляется с перечнем признаков, выделенных учеными. Например, И.П.Подласый считает, что к таким признакам относятся: упрямство; драчливость; длительная подавленность; раздражаемость; беспричинные вспышки гнева; жестокое обращение с животными; стремление оскорбить, унизить; стремление настоять на своем; эгоцентризм; эмоциональная глухота; самоуверенность, завышенная самооценка.Затем микрогруппы занимаются поиском основных причин агрессивного поведения людей, отвечая на вопрос ведущего «Чем вы можете объяснить проявления агрессивности в поведении современного человека?».В ходе обсуждения причин можно предложить для анализа материал «Во что играют наши дети?».В качестве причин агрессивного поведения могут быть названы: ограничение свободы ребенка, проявление соперничества, проявление комплекса неполноценности, унижение достоинства ребенка и др.Чаще всего агрессия вызывает жестокие поступки по отношению к окружающим. Большинство таких поступков совершается людьми по отношению к знакомым, которые вызывают у них гнев. Поэтому важно научиться справляться со своим чувством гнева, сдерживать личные проявления жестокости. Сам по себе гнев не является чем-то плохим – это такое же чувство, как и любые другие. Однако недопустимо, чтобы он выливался в жестокое обращение с людьми, на которых гнев может быть направлен.В ходе мозгового штурма вырабатываются способы управления гневом, например, такие: три глубоких вздоха; спокойный разговор с человеком, который вызывает злость; принесение или требование извинений; предложение оппоненту уйти; быстрый уход; юмористический взгляд на ситуацию; избиение подушки; выполнение физических упражнений; разговор со специалистом-психологом; общение с друзьями.Проводится игра «Выдержка» для определения самого выдержанного участника занятия и акцентирования внимания на необходимости воспитания в себе этого качества.Условия и методика проведения игрыВ первом туре каждый подыскивает себе партнера, с которым он вместе выходит вперед, становится напротив, и они внимательно смотрят друг другу в глаза. Пройдет совсем немного времени, и кто-то либо моргнет, либо отведет свой взгляд. Как только кто-то проиграл, победитель поднимает руку и выходит вперед к доске. Там образуется команда для второго тура. Второй тур проводится у доски из числа тех, кто хорошо прошел первый тур. Участники также подбирают себе партнера, становятся друг против друга, концентрируют взгляд. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд. Победитель поднимает руку и отходит в новую команду для третьего тура. Победители в конце игры могут поделиться своим опытом со всеми.Ведущий обращает внимание участников на тот факт, что часто во время общения мы не проявляем выдержки и склонны использовать методы, характерные для насильственного общения, – приказ, команду, требование, угрозу, критику, обвинение, высказывания, не дающие свободы выбора в принятии решений, высмеивание.В связи с этим предлагается методика «Что ответить?».Подростки или учителя должны выбрать два ответа – сначала самый неудачный, затем самый подходящий, лучший, на их взгляд, и объяснить свой выбор. (Приложение 2.)Затем каждый составляет список из трех разнообразных ситуаций, которые злят его, и напротив каждой из них записывает возможные способы решения этих ситуаций без агрессии с его стороны.Особенно часто мы проявляем агрессию, гнев по отношению к людям, непохожим на нас. Как правило, даже за незначительными внешними различиями люди не видят более важного сходства. Какие-то отличающие черты воспринимаются нередко как признак глупости, бездарности, неумения жить и т. д. Даже небольшое отличие может послужить поводом для неприятия. Результаты неприятия и нетерпимости могут проявляться в невежливости, пренебрежительном отношении, раздражении и в более худших вариантах поведения. Ведущий дает возможность участникам задуматься над чувствами, которые возникают у них при встрече с непохожими людьми, а также понять необходимость в принятии самих себя и других такими, какие они есть, в ходе упражнения «Странный человек».Участникам предлагается вспомнить случай, когда на улице или в общественном месте они увидели человека, непохожего на всех остальных. Они должны описать реакцию на него окружающих и собственные чувства. Затем каждому дается задание придумать человека, который будет ему полной противоположностью.Какой этот человек? Как он выглядит? Как он одет? Сколько ему лет? Чем он занимается? Что он любит? Какой у него характер? Какой он национальности? Какая у него религия? Как он проводит свободное время? Где он живет? Какая у него семья?Можно предложить нарисовать придуманных людей или описать их на бумаге, а затем представить своего «странного человека». После представления важно суметь найти три вещи, которые могут быть общими у них со «странным человеком».В конце упражнения обсуждаются следующие вопросы:Как люди обычно реагируют на тех, кто на них не похож? Почему?Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им?Что может принести нам общение с непохожими на нас людьми?В заключительной части занятия все участники, работая первоначально в микрогруппах, а затем в общем кругу, пытаются составить общие рекомендации для окружающих, отвечая на вопрос, содержащийся в теме занятия: «Как не стать агрессивным?»Приложение 1Признаки интолерантности педагога в общении с детьми:амбициозность;настороженность в общении;раздражение;повышенная чувствительность;резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть);дискриминирующее поведение;тактика запугивания;негативная вербализация в адрес детей;агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребенку, к человеку, непохожему на педагога.Признаки педагогической толерантности:доброжелательность, терпение, уважение, такт вне зависимости от национальной принадлежности учащихся;отношение к детям с одинаковым уважением, недопущение возвышения одних за счет унижения других;честность и справедливость учителя в своих решениях и выводах.Приложение 2Методика «Что ответить?»Выберите два ответа – сначала самый неудачный, затем самый подходящий, лучший, на ваш взгляд. Объясните свой выбор.Ситуация 1Мама смотрит дневник: «Одни тройки. А ведь на носу Новый год. Не стыдно так закончить полугодие?» Вы отвечаете: «Ты переживаешь о моей учебе? Я сам(а) хотел бы иметь отметки получше, да только пока ничего не получается». Я прошу подписать дневник. (А про себя думаете: «Опять меня воспитывают. Как это неприятно и стыдно!») «Мама, я учусь не хуже всех».Ситуация 2Вы искали в своих карманах ключи от квартиры. На лестничную площадку высыпались старые талоны, фантики от конфет. Соседка (громко): «Зачем мусоришь? Подбери сейчас же!» Вы отвечаете: «Сейчас подберу. Не кричите, пожалуйста, на меня». Молча открываете свою дверь, думая про себя: «Вечно она делает мне замечания…» «Мне тоже неприятен мусор на нашей площадке. Сейчас я все уберу».Ситуация 3Ваш одноклассник, пробегая мимо парты, сбросил на пол ваши учебные принадлежности. Ваши действия, ответы: Догоню и стукну как следует, чтобы больше мое не трогал. Пойду к нему и скажу: «Ты хочешь, чтобы я за тобой побегал? Так и скажи. Но знай, мне не нравится то, что ты сделал с моими вещами. Прошу тебя, положи все обратно на парту». Крикну, что он дурак, и соберу свои вещи с пола.Лариса ЛУПОЯДОВА, доцент кафедры педагогики Брянского госуниверситета, кандидат исторических наук
Комментарии