search
main
0

Умение договариваться Тема “Границы толерантности”. 5-й класс

Цель:
Помочь учащимся понять и почувствовать границы толерантного поведения.
Найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае.
Развивать способность к критическому анализу, самостоятельность мышления.
Развивать социальное восприятие.
Воспитывать толерантность мышления.
Оборудование: Всеобщая декларация прав человека; ватман; маркеры; ситуативные карточки.
Основные понятия: границы толерантности, толерантное и интолерантное поведение.

Ход урока.
1. Организационный момент. Упражнение “Печатная машинка” проводится с целью активизировать внимание и развивать навыки межличностного взаимодействия. Каждый ученик по цепочке произносит по одной букве слова, конец слова – топнуть ногой, знаки препинания – хлопнуть в ладоши:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
2. Беседа – обсуждение Всеобщей декларации прав человека.
Постановка цели урока перед учащимися:
– Итак, сегодня на уроке мы попробуем определить границы толерантного поведения, найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае.
Запишите в тетрадях число и тему урока.
Ребята, перед вами текст Всеобщей декларации прав человека, с которым мы неоднократно работали. Посмотрите еще раз содержание статей и ответьте на вопросы:
Какие права человека чаще всего нарушаются?
Какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека?
Какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать?
Какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека?
Может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека?
Какими способами?
3. Составление кодекса толерантности. Работа в группах.
Я прошу вас на основе Всеобщей декларации прав человека создать Кодекс толерантности. Необходимо отметить 10 статей Декларации, которые наиболее важны для Кодекса толерантности.
А) Каждый отмечает 10 статей;
Б) определяют из них 10 статей от группы;
В) голосованием выбираем всего 10 статей.
Зачитывается Кодекс толерантности.
4. “Суд присяжных”.
– Ребята, представьте, что вы жители, граждане некой страны N, в которой все судебные решения по гражданским и уголовным делам принимаются на основе Кодекса толерантности.
(Выбираем судью, адвоката, прокурора, остальные учащиеся будут в роли присяжных заседателей).
АДВОКАТ – выступает защитником подсудимого.
ПРОКУРОР – обвинителем.
ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ – после обсуждения между собой выносят решение.
СУДЬЯ – зачитывает приговор.

Ситуация для рассмотрения:
1. К врачу обратился смертельно больной пациент, испытывающий мучительные боли, с просьбой проявить человеколюбие и избавить его от страданий. Больной просил дать ему смертельную дозу снотворного. Пациенту, находившемуся в больнице, больше не к кому было обратиться с этой просьбой. Врач, давно наблюдавший этого пациента, знал, что жить ему осталось не больше месяца. Никакой надежды на излечение не было. После мучительных раздумий врач принимает решение выполнить просьбу больного. Об этом факте становится известно, и родственники умершего подают на врача в суд. Суд должен принять решение о виновности или невиновности подсудимого.
Примерная речь прокурора, адвоката (примеры из проведенного урока):
Прокурор. Господа судьи, сегодня на месте обвиняемого – человек, в обязанности которого входит спасать жизнь людей. Он врач. В начале своей практики он давал клятву Гиппократа, давал во имя жизни. И, презрев ее, совершил убийство. Обвиняемый нарушил не только законы человечества, но и Законы Божьи. Ни одной религией мира не предусмотрено право лишать человека жизни, даже если он неизлечимо болен. Кто знает, возможно, произошло бы чудо и человек выжил бы, такое бывало не раз. Да и наука не стоит на месте, может быть, было бы изобретено лекарство, которое смогло бы спасти больному жизнь. Врач сознательно пошел на убийство, что отягощает его вину. Я прошу суд привлечь его к уголовной ответственности и лишить пожизненно права на медицинскую практику.
Адвокат. Давайте рассмотрим это дело с другой стороны. Представьте себя на месте больного: адские, мучительные боли, от которых днем невозможно ходить, думать, есть, пить, а ночью невозможно уснуть. Как острый нож сидит в сознании мысль о том, что жить осталось недолго и что уже ничто не поможет. Врач не совершал преступления, а лишь проявил человеколюбие и избавил от тех ужасных мучений, что испытывал пациент. Я прошу снисходительно отнестись к моему подзащитному, ведь он того заслуживает.
Судья. Суд постановил: привлечь подсудимого к уголовной ответственности с пожизненным лишением права на медицинскую практику.
2. У молодого человека, употребляющего наркотики, милиция обнаружила дозу героина. Очевидно, что он не занимается продажей и распространением наркотиков, а приобретает их исключительно для себя. Тем не менее на него заведено уголовное дело, и сегодня оно рассматривается в суде.
Суд должен принять решение о том, подлежит ли уголовному наказанию подсудимый за употребление наркотиков.
По каждому делу суд должен принять специальное решение.
– Итак, как вы считаете, где проходит граница толерантного поведения?
В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, воспринимаются большинством как антисоциальные меньшинства. Преступники, наркоманы и т.п. – все эти люди, несомненно, являются “иными” в нашем обществе. Как относиться к ним?
Должна ли толерантность быть безграничной, а мы – терпимыми и снисходительными в таких случаях?
Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным?
Вывод запишем в тетрадях: общество не должно допустить того, чтобы жизнь и здоровье человека были делом исключительно индивидуального выбора. Активное противодействие распространению наркомании, преступности и жестокости можно считать толерантным поведением.
5. Рефлексия.
Может ли интолерантное поведение быть оправданным? В каких случаях?
В каких сферах жизни проблема толерантности – интолерантности стоит наиболее остро?
6. Домашнее задание.
Составить по две ситуации, на примере которых можно проследить границы толерантности.
7. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Наталия ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте