“В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться.
Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне”.
Валентин распутин, “Уроки французского”
Эта цитата – хорошая иллюстрация того, как образ учителя формирует эстетическое восприятие маленького человека и остается с ним на всю жизнь. Поэтому важно не только профессиональное знание предмета учителем, но и весь его облик. К тому же осознание себя привлекательной личностью помогает далеко не только в работе…
В Институте повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования Московской области два года назад появилась новая кафедра – уникальный Центр человековедческих технологий. Программы, предлагаемые центром, разработаны академиком, доктором философских наук Виктором Шепелем. “Возвеличим имидж учителя!” – таков девиз, положенный в основу его деятельности. Ему слово:
– Обаятельный, жизнелюбивый и благородный в общении учитель оказывает на своих подопечных наисильнейшее впечатление, – рассказывает Виктор Максимович Шепель. – Исходящая от него магия очарования вызывает у них активное желание общаться с учителем. Ребята буквально “смотрят ему в рот”, ловя каждое слово. У такого учителя нет проблем в организации урока, проведении классных мероприятий. Соприкосновение с педагогом, умеющим “светиться”, для его учеников – озарение. Кроме того, с учителем, который симпатичен, не конфликтуют.
– Легко вам работается с учителями?
– Эрнест Ренан говорил: “Из всех людей педагог трудней всего поддается обращению в новую веру, ибо у него своя религия – его рутина, вера в излюбленных старых авторов, пристрастие к литературной работе; это вполне удовлетворяет его и душит в нем все другие потребности”. Но наши слушатели – совсем другое дело. Они сьезжаются со всего Подмосковья, тратят массу времени на утомительную дорогу, чтобы овладеть такими качествами, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость и т.п. Попадая к нам в центр, учитель проходит испытание подиумом, то есть показывает, как он двигается, насколько умеет держаться перед зрителями – ведь ученики являются таковыми.
В центре учителя изучают предметы, которым они не обучались в педагогическом институте и в прежней системе повышения квалификации. Речь идет о трех человековедческих технологиях: личного обаяния, упреждения и преодоления конфликтов, самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В ряде школ и педучилищ Подмосковья уже преподаются наши предметы – имиджелогия, конфликтология, ортобиоз. А в Серпуховском педагогическом колледже и в Истринском педучилище действуют кабинеты имиджелогии.
По многим признаниям наших слушателей, мы дарим им настоящую радость обретения себя как личности.
– Мы обратили внимание на учительниц во время защиты их дипломов. Звучали не только умные слова и своеобразные идеи, но каждая из них раскрывала секрет своей женской привлекательности. Они выходили на подиум и демонстрировали, чему научились, – походку, осанку, прическу, макияж. Подробно обьясняли, почему одеты сегодня именно так, а не иначе. Но главное – утверждали, что стали удачливее в работе, любимы в классе, желанны дома. И всему этому их научили вы.
– Возглавляя свою кафедру, я убедился в том, что визуальная привлекательность и техника элегантного общения – это то, что подвластно каждому. Чем лучше представлен имидж человека, тем выше его репутация. А она является ключом к решению многих жизненных проблем. Мы постоянно движемся вперед, разрабатываем новые рекомендации, с которыми с удовольствием будем знакомить ваших читателей.
Я – чудо!
Основной задачей человека, настроенного на создание выигрышного имиджа, должно быть построение положительного Я-образа.
Тут есть хитрость. Мысль, не обязательно высказанная, но уже оформленная в слова, – это мощный инструмент для создания настроения. У каждого из нас есть набор дежурных слов, которые мы произносим по привычке, не раздумывая, и считаем своими. “Какой кошмар!”, “И почему мне всегда так не везет?!”, “И за что меня Бог наказал?”, “Я так и знала!”. На самом деле они зачастую заимствованные, а вовсе не собственные. Этот набор надо пересмотреть! Нужно придумать свою собственную положительную формулу, чтобы запускать мысли в нужную сторону.
И первым шагом для этого может послужить составление хвалебной оды “себе любимому”. Вот что, например, получилось у меня:
Я хороша уже тем, что живу на свете.
Такой, как я, никогда не было, нет и не будет.
Я – капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо!
Я – чудо!
Я полна сил и здоровья.
Я люблю жизнь, и она отвечает мне тем же.
Я интересный человек и интересная женщина.
У меня очаровательная улыбка и доброе сердце.
Я доброжелательна, спокойна и уравновешенна. Ничто не может выбить меня из колеи.
Я всегда поступаю справедливо и стараюсь сеять добро.
Я могу четко ставить цели и имею достаточно сильную волю, чтобы достигать их.
Мне все удается. Работа спорится у меня в руках.
Вокруг меня только хорошие люди.
Жизнь удивительна и многогранна. И я так много еще могу узнать!
Я счастлива!
“Счастлив человек или нет, зависит от того, что он сам по этому поводу думает” – это изречение принадлежит Мишелю Монтеню. Ни один человек не в силах изменить обстоятельства, но можно изменить привычку реагировать на них.
“Не переживай Будущее – оно еще не родилось. Похорони Прошлое – оно умерло. Живи лишь настоящим! Только в нем душа трудится вместе с богом!” (Лонгфелло)
Елена НОВИКОВА
Из творческого диплома “Я-концепция” как условие формирования имиджа”
Читайте… лица
Один из самых популярных среди учителей спецкурсов – “Технология личного обаяния”. Он включает в себя занятия по стилистике одежды, макияжу, этикету, кинесике, фэйсбилдингу. Мы попросили куратора курса и преподавателя фэйсбилдинга Лилию ЛОБАРЕВУ рассказать об этой дисциплине.
– Один мудрец сказал, что жизнь есть не что иное, как работа над своим лицом. Лицо – главный ориентир имиджа. Выражение, которым мы “украшаем лицо”, оставляет чуть ли не большее впечатление, чем наряд или аксессуары, которыми мы украшаем свое тело. Осознанное использование глаз, например, повышает силу внушения слов на 25%, что особенно может помочь во время обьяснения нового материала на уроке. Как меняется наше лицо в зависимости от нашего состояния? А с другой стороны, как можно управлять своими эмоциями и выражениями лица с помощью сокращения мышц? Этому и учат занятия по фэйсбилдингу: специальные упражнения, гимнастика для лица, аэробика глаз, разыгрывание различных ситуативных ролей, видеотренинги.
Фэйсбилдинг начинается с физиогномики – “чтения” человека по форме и чертам его лица. Как может учитель использовать эту информацию? В новом классе тренированный взгляд различит характеры будущих учеников, в учительском коллективе быстрее и точнее найдет подход к коллегам, наконец, эти знания помогут ему понять свои положительные и отрицательные черты и первые акцентировать, вторые же стараться не проявлять. Кроме того, от строения лица зависят общие правила макияжа.
Существует пять типичных форм лица. Очень часто бывает так, что лицо сочетает в себе 2-3 типа. Мы можем делать выводы о сочетании соответствующих черт в характере человека.
Продолговатое лицо. Это так называемый аристократический тип. Продолговатость свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, расчетливости и рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, кроме того, ярко выраженной целеустремленностью. Продолговатое лицо слегка “укорачивают” с помощью горизонтального “перечеркивания” румянами и немного утончают, наложив темную пудру на лоб и подбородок.
Треугольное лицо. Считается, что человек с таким лицом обладает высокой чувствительностью, нередко высокой одаренностью. Однако такие люди не склонны к привязанности и преданности. Треугольное лицо всегда служило вдохновением для художников и скульпторов. Чтобы подчеркнуть этот тип лица, нужно положить на его нижнюю часть более темную (на тон или два), чем кожа, пудру. Румяна выше скул в форме треугольника. Контуры губ, обведенные кисточкой, должны быть слегка округлены посередине.
Круглое лицо ассоциируется с добродушием, мягкостью, миролюбием, а также удивительно обаятельной натурой и утонченной чувствительностью. Такие люди любят комфорт, хорошую компанию и вкусно поесть. Круглое лицо вызывает спонтанную симпатию, но, как правило, обладательницы такого типа лица стараются изменить его форму, чтобы оно выглядело более овальным. С этой целью румяна накладываются на щеки в форме треугольника, вершина которого направлена в сторону виска. Другая “утончающая” операция: тени либо темную пудру накладывают вдоль нижней челюсти. Ресницы с внешней стороны глаза должны быть сильнее подкрашены тушью. Румяна накладываются высоко около глаз и затем проводятся немного книзу в направлении скул. Форма губ – слегка закругленная.
Квадратное лицо характерно для людей энергичных, дисциплинированных и исполнительных. Отрицательные черты: в общении с людьми такой человек “труден”, слишком прямолинеен – до жесткости, до жестокости. Если такие дети есть в классе, обратите внимание на них, они первые ваши помощники, особенно в дисциплинарном плане. Квадратное лицо необходимо несколько смягчить, придать ему нежность. С этой целью небольшое количество румян самого темного тона накладывается у корней волос по обеим сторонам лба и на челюсти. Линию бровей подрисовывают так, чтобы она тянулась в сторону виска и выгибалась в последней трети длины. Румяна – высоко около глаз в форме треугольника.
Эталоном считается овальное лицо. Это так называемое идеальное лицо, имеющее правильные пропорции, его обладатель должен был бы иметь идеальный характер, однако такое лицо практически не встречается в реальной жизни. Редким его обладательницам достаточно слегка подчеркнуть естественный рисунок бровей и румяна наложить в форме треугольника на скулах, слегка растушевывая в направлении виска.
Только каждый пятый учитель доволен своим внешним видом
Из мониторингового социологического исследования “Гражданское самочувствие учительства”, проведенного ИПКРО Московской области весной 1996 года
Учителям Московской области было предложено оценить в баллах (от 1 до 10) значимость ряда личностно-деловых качеств для имиджа учителя. Наибольшее предпочтение было отдано таким качествам, как профессиональная компетентность – оценка в среднем 8,8 балла, любовь к детям – 8,6 балла, порядочность – 8,4 балла. Значимость других качеств была оценена так: самообладание – 8, честность – 8, творческий подход – 7,4, оптимизм – 7,2, строгость при справедливости – 7, уравновешенность – 7, опытность – 6,8, восприимчивость к новому – 6,7, обаяние в общении – 6,6, терпимость к другим мнениям – 6,4, настойчивость – 6, преданность учительскому труду – 6.
Своим внешним видом удовлетворены лишь 19% учителей Подмосковья (осенью 1995 года еще меньше – 7%). Для сравнения: астраханские учителя оценивают себя примерно так же: 17% удовлетворены тем, как они выглядят.
Комментарии