Как театр начинается с вешалки, так сельская школа – с туалета, считает Людмила АЛЬТЕРГОТ, директор Пристанской средней школы Таврического района Омской области. С постройки теплого благоустроенного туалета вместо уличного Людмила Владиславовна и начала, вступив в 2005 году в должность. Начинание ее было одобрено не столько местными чиновниками, сколько родителями, что оказалось значительно важнее. Обратившись к ним, директор получила с избытком самое необходимое – рабочую силу. Родители, дети, учителя в едином порыве бетонировали, красили… Тем же составом творят до сих пор.
Поняв, что ребятишки болеют часто и много, испугавшись недугов общества в виде сигарет, спиртных напитков и прочего, Людмила Владиславовна придумала способ занять детей, и не только их. Все участники образовательного процесса теперь реализуют программу «Олимпиада начинается в школе», которая, кстати, признана лучшей на Всероссийском конкурсе программ по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования в номинации «Лучшая сельская общеобразовательная школа» в 2012 году. Внедрение ФГОС нового поколения только повысило ее актуальность – чтобы работать в рамках новых стандартов, здоровье нужно всем.Круглый год ребятишки, учителя и родители соревнуются по пятнадцати видам спорта: волейбол, футбол, лыжи, шорт-трек, баскетбол, велоспорт, коньки и прочее. И не просто «кто кого» – создают здоровьесберегающую среду. Болеть стали в три раза меньше, а вот секции посещать – значительно больше. Правонарушения исчезли. Обиды тоже – после занятий плечом к плечу понимания в коллективе становится больше. Шумные и неусидчивые ученики всегда имеют возможность скакать и прыгать – в зале подвижных перемен, созданном в основном руками тех же гиперактивных и их родителей, можно побить грушу, поиграть в теннис, попрыгать на батуте. Проблемы посещения школы родителями тоже нет: постоянные тренировки, соревнования собирают всех. Те, кто от спорта далек, тоже в стороне не остаются, с азартом режутся в шашки, шахматы, дартс. Одним словом, в Пристанской школе все спортсмены. Теперь медицинский кабинет, оснащенный и построенный три года назад, практически пустует – разве только плановые мероприятия – медосмотры, прививки.Организовано и двухразовое горячее питание: спортсменам нужна калорийная и сбалансированная подпитка. В учебный план еще пять лет назад, опережая общероссийские веяния, введен дополнительный час физической культуры. В учебные программы тоже внесли коррективы: замечено, ребятишки диктанты пишут лучше, если текст о спорте, задачи решают быстрее, если складывают медали. Кстати сказать, медали – золотые, серебряные и бронзовые – куплены в канцелярском магазине, но от того ценности своей не потеряли, в каждом кабинете занимают почетное место. Флаг и эмблема школьных олимпийских игр служат поднятию престижа проекта и демонстрируют способность спортсменов творчески мыслить. Гимн «Умеет Пристань побеждать» создан по велению сердца всей школой и поддерживает не только в спортивных делах. А дел немало.Дети пойдут не за каждым- В условиях села, где кадры на вес золота, создание действенного коллектива единомышленников – задача непростая, – рассказывает Людмила Владиславовна. – Приходится исходить из тех специалистов, что есть, развивая их потенциал, который бывает глубоко спрятан. 80% успешности работы директора – его замы, мне в этом смысле повезло, я своих еще в школе учила.Бывало всякое – не слушала, но слышала бесконечное количество недовольства и нареканий, убеждала, не замечала, объясняла и даже судилась. Теперь в коллективе нет споров даже при распределении премиального фонда – выручает коллегиально разработанная рейтинговая система оценки труда: за каждое проведенное дело, мероприятие присуждается балл, который соотносится с определенной денежной суммой. Учителям, которым доверяет коллектив, и председателю профсоюза остается только суммировать баллы и перевести их в рубли. Заполнение электронного дневника тоже приносит баллы, но сегодня это уже скорее привычка, чем возможность получить доплату.- Школе нужны деятельные педагоги, умеющие работать в рамках новых образовательных стандартов, – говорит Людмила Владиславовна. – Стандарты эти вроде все то же, что умеем, к чему привыкли, но и нет – совсем иное. Самое главное – сознание педагогов должно быть иным: во главе угла не предмет и его знание, а личность. Не обучать, а воспитывать. А для этого учителю-воспитателю самому нужно совершенствоваться постоянно, так, чтобы вести за собой детей мудро и умело. Пойдут не за каждым.Людмила Владиславовна ведет уже десятый год. Пристанская школа, в которой обучаются 250 учащихся и трудятся 27 учителей, считается одной из лучших в районе. К основной школе с 2010 года прилагаются три малокомплектные начальные и одна основная в соседних деревушках, что создавало кучу сложностей. Работать с ними приходилось больше на доверии, что не всегда себя оправдывало, срезы знаний приводили в уныние. Подумав, мудрый директор решила, что было бы педагогически верно… школы закрыть. Пугать жителей сел, в которых обучается по 10-20 ребятишек, не стала. Пригласила их к себе, показала специализированные кабинеты физики, химии, биологии, географии, информатики, две мастерские, два спортивных, игровой, тренажерный залы, спорткомплекс, стадион, хоккейную коробку, интерактивный кабинет с мобильным классом. Рассказала об учителях, почти 50% из которых – выпускники школы, о том, как они готовят победителей и призеров самых различных конкурсов и олимпиад: спортивных, интеллектуальных и т. д.Вопрос решился сам собой, когда на следующий день с самого утра родители с детьми, прихватив личные дела, ждали ее у кабинета. Дольше всех сохраняла директор Байдалинскую школу, в которой, кроме прочего, учили родному для жителей аула языку – казахскому. Переведя байдалинцев в большую школу, по просьбе родителей ввели факультатив по изучению казахской литературы для 10-х и 11-х классов. Сейчас на подвозе 60 детей из деревень, все они удобно размещаются в комфортабельном автобусе и пассажирской «газели».Путь, который приносит радость3-4 раза в неделю Людмила Владиславовна ездит по школьным делам в район за 60 километров и не реже раза в месяц в Омск за сотню верст. Задерживаясь и не считаясь со временем, опаздывает на рейсовые автобусы. Но отступать не привыкла. Купила машину, теперь директор школы не только снабженец и методист, но и шофер. Крутит баранку так, что не догонишь, местные знают – отчет сдавать торопится, дорогу уступают. Девчонки берут пример с умной и сильной женщины. Так и она когда-то хотела быть похожа на своего классного руководителя – Валентину Сергеевну Тиханову, именно благодаря ее большой любви к школе и детям Людмила Альтергот стала учителем детей и учителей. За тридцать два года работы в школе прошла все ступени педагогической карьеры – учитель, заместитель, директор.- Директорство отнимает много сил, – признается Людмила Владиславовна, – бывает, возникает желание бросить, оставить, но нет, не могу. Есть люди, которые верят и ждут, поэтому пора в путь.Путь, который приносит радость и печаль, усталость и отдых. Людмила Альтергот и отдыхает в пути: путешествует с мужем на машине, в которой палатка и газовая горелка, спальный мешок и рыболовные снасти. А еще кроссворды для тренировки ума и Донцова для поднятия настроения.Одно печалит Людмилу Владиславовну – окончание модернизации, которая приучила к хорошему, показала, как можно и нужно жить школе. Потому работает со спонсорами, ищет инвесторов, придумывая школьный бизнес. В этих раздумьях вспоминает учебно-производственную бригаду, которая ушла в прошлое вместе с развалом совхозов. А ведь при их не такой уж большой поддержке школа имела огромное овощное поле, севооборот пшеницы, животноводческую ферму, сад. Кроме практических навыков позволяла сделать питание в школьной столовой почти бесплатным, иметь свой денежный фонд, которого хватало даже на турпоездки.Пока это только мысли. А дело – опять строительство… туалета в фойе начальных классов. Один имеющийся удобен не всем – школа представляет собой два здания, построенных в разное время и соединенных между собой теплым переходом. Потому поход в «комнату задумчивости» первокласснику кажется целым путешествием.Слагаемые успеха от Людмилы Альтергот Главное – здоровье. Мы создаем не просто здоровьесберегающую среду, а дружественную. Чтобы привлечь в школу родителей, нужно заботиться не об оценках и отчетах, а о детях. Готовых коллективов не бывает. Педагоги – те же дети, только старше. Особенно творческие. Они тоже требуют заботы и индивидуального подхода. Нет ничего невозможного, когда любишь детей, школу, работу. Не бывает задач нереальных, бывают нерешенные.Омская область
Комментарии