«Скучные уроки? Нет ничего хуже! Учиться должно быть интересно!» Многие педагоги в разных уголках земного шара, осознав эту простую истину, начинали искать новые методы обучения и активно осваивать информационные технологии. Для творческих и ищущих педагогов несколько лет назад появилось место встречи – ежегодные международные форумы учителей-новаторов (Innovative Teachers Forum), которые организует корпорация Microsoft в рамках инициативы «Партнерство в образовании» (Partners in learning, PiL). Во время форума педагоги общаются с коллегами из других стран, знакомятся с их достижениями и демонстрируют свои разработки в рамках специальной выставки VCT-проектов (Virtual Classroom Tour – «Виртуальный тур по классной комнате»). Победители награждаются дипломами и ценными подарками за вклад во внедрение современных технологий в образовании. За призовые места борются и российские педагоги. Свои проекты они уже представляли на международных форумах в Париже, Хельсинки, Загребе. Как интегрируют IT в образовательные методики педагоги нашей страны и в чем суть их проектов? Сегодня мы расскажем о работах трех участников международных форумов.
Везде ли вода одинакова?
«Вы пробовали предложить девятиклассникам на уроке попутешествовать по стране «Химляндии», составить формулы веществ, чтобы победить злого волшебника «Гидраргирума»? Или решить пару задач, чтобы проверить, готовы ли они к «полету» на Марс? И не пытайтесь. Вряд ли вы увидите в глазах детей интерес, куда с большим удовольствием они достанут свои сотовые телефоны и отправят друзьям пару-тройку SMS. А то еще и обиду выскажут, что вы с ними как с малолетними общаетесь. Но без игры учиться довольно скучно. Сразу вспоминается учительница из фильма, по-моему, Райзмана «Еще раз про любовь». Строгая, губы поджаты, очки, волосы – в пучочек, на уроке только о серьезном, голос – словно дверь заржавленная. Дверь так медленно открывается, что до боли хочется, чтобы она захлопнулась навсегда. Ску-ч-но!!! Не хочу такой быть. Мне выдумки подавай, чудесные превращения и открытия. К счастью, предмет у меня самый что ни на есть волшебный – химия», – так начиналось эссе Ольги ДЕМИДОВОЙ, учителя химии иркутской 44-й гимназии, которое она представила на первый фестиваль IT-активных педагогов «PRO-движение». К сожалению, по данным российских опросов, именно химию многие школьники считают одним из самых нелюбимых предметов, а большинство учеников не в состоянии как-либо использовать химические знания в реальной жизни. Подтверждение тому – последние результаты исследований PISA, проверяющие естественно-научную грамотность учащихся, где Россия занимает диапазон 33-38 мест. «Химия, – пишет в эссе Ольга Демидова, – как школьный предмет представляется детям набором абстрактных формул и уравнений, виновницей экологических бедствий и вредной добавкой к продуктам питания. «Разве пригодится это в жизни?» – спрашивают они. Вот здесь я как учитель и пытаюсь их заинтересовать, показать, в каких ситуациях пригодится, и ответить на сотни «почему». И игры стараюсь подбирать, чтоб как настоящие, взрослые дела выглядели. Здесь и ИКТ, и метод проектов просто не заменимы». Один из своих проектов Ольга Эдуардовна представляла в Загребе в марте этого года на V Европейском форуме учителей-новаторов. Называется проект «Везде ли вода одинакова?». Его цель – сравнить состав воды в разных регионах России и составить виртуальную карту водоемов с указанием данных о качестве воды. Родным домом проекта стала «Химоза». Это сообщество учителей химии на портале «Сеть творческих учителей», где в октябре прошлого года и стартовал проект при поддержке координатора сообщества Анны Владимировны Борисовой из Белгорода. В «Химозе» в открытом доступе находятся материалы проекта – методики анализов, критерии, отчеты. Воду пристально исследуют 5 регионов, охвачено 6 водных ресурсов: реки Ангара и Ушаковка (эксперты – иркутская гимназия №44), озеро Байкал (гимназия №14 города Улан-Удэ), Рефтинское водохранилище (школа поселка Рефтинский Свердловской области), река Сунжа (Новописцовская школа из поселка Новописцово Ивановской области) и река Северский Донец (гимназия №3 города Белгорода). Проект Ольги Демидовой – долгосрочный. Правда, изначально на него отводился всего один учебный год, но практика показала, что не менее интересно проводить мониторинг состава воды в различное время года, исследовать пробы одного водоема в различных местах. Вот и получилось, что финальную дату проекта называть рано. Зато можно подводить промежуточные итоги, что и делает Ольга Эдуардовна. Сейчас, например, составляется сводный отчет об итогах проекта первого года, и оформляются сертификаты участникам.
В сентябре этого года стартует второй этап проекта: расширится его география, подключатся школьники из других регионов России и ближнего зарубежья. Кстати, на Европейском форуме проектом заинтересовалась Швеция, так что, возможно, и шведы с головой уйдут под воду.
Королевство
кривых линий
История проекта Ильшата ГУБАЙДУЛЛИНА, учителя изобразительного искусства и черчения школы №5 города Бугульмы Республики Татарстан, началась с творческого домашнего задания на уроке черчения. Ильшат Актасович предложил ученикам изобразить татарские национальные узоры, используя алгоритм построения плавного перехода между линиями – сопряжение. Ознакомившись с технологией VCT-проектов портала «Сети творческих учителей», Ильшат Губайдуллин попробовал внедрить его возможности в свою учебную деятельность. Так родился проект «Сопряжение» для восьмиклассников – своеобразная попытка интегрировать черчение и изобразительное искусство на основе новых информационных технологий.
План проектной работы таков: сначала ученики знакомятся с миром кривых линий, широким спектром их применения в науке, искусстве и технике, узнают технологию построения кривых линий с помощью циркуля. На данном этапе для большей иллюстративности Ильшат Губайдуллин использует широкие возможности программы PowerPoint (благо, кабинет изобразительного искусства Ильшата Актасовича оснащен мультимедийным компьютером с большим ЖК-экраном и доступом в Интернет по школьной локальной сети). На следующем этапе ребята, подключая образовательные ресурсы Интернета, ищут область применения и использования функциональных возможностей плавных линий предметов, окружающих их в быту. Заключительный этап – разработка детьми собственных проектов. «Первоначально, – говорит Ильшат Губайдуллин, – мы использовали только стандартные инструменты: циркуль, линейку, карандаш, лекало. Дети выполняли в основном чертежи плоских фигур и предметов – национальные узоры, чертежи игрушек, машин, кукол. После того как совместно с группой учеников мы прошли обучение на дистанционном курсе «Сетевая школа XXI века» (руководитель Татьяна Михайловна Третьяк из АПК и ППРО), в свой инструментарий мы включили компьютерную программу КОМПАС, позволяющую моделировать 3D-объекты, которые возможно рассматривать с разных сторон, виртуально вращая их на экране монитора». Что считает Ильшат Актасович основными результатами проекта? Во-первых, уверен он, в ходе работы у ребят формируется творческий подход к изучению графических дисциплин. А, во-вторых, проект открывает двери в мир профессии дизайнера, архитектора и художника, которые легко общаются посредством интернационального графического языка и создают новые функциональные предметы человеческого быта.
Проект «Сопряжение» был представлен на IV ежегодном Европейском форуме учителей в Париже и, несмотря на специфичный технический язык, к нему с интересом отнеслись коллеги из других стран. Первоначальная версия «Сопряжения» представлена в библиотеке VCT-проектов портала «Сеть творческих учителей», но за последние два года его рамки расширились. «Сейчас, – рассказывает Ильшат Губайдуллин, – вся работа ведется во внеурочное время. В этом учебном году в «Сопряжение» включились уже ученики 5-х и 6-х классов. Мы начали изучать и пробовать свои силы в применении художественных возможностей других графических редакторов таких компьютерных программ, как Photoshop и ArtRage. На Парижском форуме коллеги из Венгрии познакомили меня с интересными возможностями программы PhotStory3 для создания анимационных фотофильмов. Простой и доступный интерфейс этой программы позволил моим ученикам быстро освоить ее возможности, и в этом учебном году мы создавали небольшие творческие сюжеты о нашей школьной жизни».
Еда – полезная и вредная
Ирина ИВАНОВА, учитель информатики московской школы №1301, дважды участвовала в международных форумах. На IV Европейском форуме учителей-новаторов в Париже общешкольный комплексный проект «Еда», который она представляла, получил 1-е место в номинации «Социальный проект». С этим проектом могли познакомиться и коллеги из разных стран на III ежегодном Международном форуме учителей-новаторов в Хельсинки, и ни у кого не осталось сомнений – за пять лет работы над проектом ребята из московской 1301-й школы узнали о еде много интересного. Пища – одна из физиологических потребностей любого живого организма. Но вот что именно человек ест, какая пища полезна, каковы особенности зонального питания, как производятся и упаковываются продукты, что нужно знать о защите прав потребителей и даже об экономических затратах на питание – как раз и является направлениями исследований школьников. В проектной команде больше 200 человек из 5-8-х и 10-х классов и 16 учителей-предметников. В начале учебного года каждый ученик выбирает направление исследования по душе и учителя, с которым будет работать после уроков с сентября по апрель. «Еда» изучается самостоятельно или в группах от 2 до 4 человек. Школьники ищут информацию в книгах, на мультимедийных носителях и в Интернете, общаются на форумах со специалистами, ведут электронную переписку. Результаты исследования оформляются как стендовые доклады, презентации или web-сайты и защищаются в конце апреля.
Персональный профиль
Ольга Эдуардовна ДЕМИДОВА, учитель химии гимназии №44 города Иркутска. Педагогический стаж 14 лет. Последние два года Ольга Демидова и ее ученики участвуют во Всероссийском интернет-проекте по химии, который проводит ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. На недавно состоявшемся I российском фестивале IT-активных педагогических работников «PRO-движение» Ольга Демидова получила диплом I степени в номинации «Учителя-предметники».
Ильшат Актасович ГУБАЙДУЛЛИН, учитель изобразительного искусства и черчения школы №5 с углубленным изучением химии города Бугульмы Республики Татарстан. Педагогический стаж -10 лет, имеет высшую квалификационную категорию. Победитель ПНПО-2007. Координатор сетевого сообщества «Уроки творчества: искусство и технология в школе» на портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru). Ильшат Губайдуллин участвовал с учениками в интернет-проекте «Сетевая школа» (организатор АПК и ППРО), где они получили второе место в 2007, 2008 годах по курсу КОМПАС и первое место по курсу Photoshop за 2008 год. В 2008 году стали дипломантами XII республиканского конкурса «Юный программист» в номинации «Компьютерное искусство».
Ирина Анатольевна ИВАНОВА, учитель информатики и ИКТ московской школы с углубленным изучением экономики №1301. Педагогический стаж – 22 года, имеет высшую квалификационную категорию. Почетный работник общего образования, Победитель ПНПО – 2006. Координатор сетевого сообщества учителей информатики на портале «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru). По итогам участия в Международном форуме учителей-новаторов в Хельсинки Ирина Иванова получила возможность посетить 10-11 июня 2008 года кампус корпорации Microsoft в Редмонде (США), где она с коллегами из других стран мира смогла ознакомиться с последними разработками компании Microsoft, а также пообщаться и поделиться опытом с сотрудниками этой корпорации, непосредственно задействованными в создании новых программных продуктов для сферы образования.
Комментарии