search
main
0

Умеешь – работай! Таков девиз учителей Мичуринского лицея-интерната

Было время, когда директора Валентина Николаевича Самусенко самые ушлые родители, желающие устроить своих ребятишек на учебу в лицей, караулили прямо у подъезда его дома. Тогда Валентин Николаевич, никем не замеченный, заходил в соседний подъезд, поднимался на пятый этаж, потом на чердак и, добравшись по крыше до своего подъезда, спускался в квартиру.

Сейчас он вспоминает об этом с улыбкой, точнее, с иронией, за которой скрываются очень серьезные вещи:

– Родители только потом, с годами, поняли, что эта школа – мой ребенок, это смысл жизни моей! И я никогда не разменяюсь ни на подарки, ни на деньги… Устрою одного-двух «блатных», всю школу потеряю. Учителя не смогут работать в полную силу, будут отвлекаться на тех, которые «устроены», но не тянут. Если ты директор, то выбирай что-нибудь одно: или деньги зарабатывай лично себе на престиже школы, или делай школу! Это два несмешивающихся понятия.

Начиналось все в 1989 году, когда на базе обычного городского интерната открылся Мичуринский лицей-интернат. По словам директора, настоящим образовательным хитом тех лет было создание профильных классов: математических, гуманитарных, кадетских – чем интереснее, тем лучше. Вот и в Мичуринске, как только появилась возможность организовать новую школу, учителя первым делом стали предлагать открыть профильные классы, самые разные, вплоть до медицинского. Долго спорили, а в итоге сошлись в одном: чтобы сделать хорошую школу, надо делать ее как для своего ребенка! То есть чтобы в ней все было если не идеально, то близко к этому. А раз так, то сама собой родилась идея насчет базового стандарта. Профили – это хорошо, но все дисциплины по Госстандарту ребенок должен выполнить. Выше – пожалуйста, ниже – ни в коем случае! Независимо от того, гуманитарий ты или математик. Даже после гуманитарного класса ребенок должен иметь возможность, опираясь на полученные в лицее знания, поступить, к примеру, на экономику. Вот такой принцип.

Спрашиваю, а как же профили? «Цель профильной школы, – отвечает директор, – не в том, чтобы «натаскивать» по отдельным дисциплинам, а в том, чтобы развивать способности всех без исключения учеников».

15 марта 2002 года в «Учительской газете» появилась статья Владимира Филиппова о планируемом переходе на профильное образование. А 12 апреля педагоги Мичуринского лицея-интерната уже давали мастер-класс на проходившей в Москве международной образовательной выставке «Школа-2002». Тема мастер-класса – «Предпрофильная подготовка». Вот это и называется «дорога ложка к обеду» – им было что сказать и чему научить коллег. После того выступления лицей получил два миллиона рублей на ремонт. Говорят, прямо от президента. А несколькими годами раньше от предыдущего главы государства – микроавтобус «Соболь».

– Мы постоянно участвуем в различных выставках и конкурсах, – поясняет директор. – И ничего за это не платим, потому что нас приглашают. Мы едем учить, отдаем свои идеи, методики, продаем программы, словом, зарабатываем творчеством, интеллектуальным трудом. А потом, когда приезжаешь, тебе в школу привозят, к примеру, учебное оборудование. Таким образом уже получили четыре учебных кабинета.

Мичуринский лицей-интернат и в этом году признан лучшим по двум номинациям Международного образовательного форума – как «Лучшая школа России» и за «Инновационные идеи и проекты». В лицее практически по всем основным дисциплинам есть свои учебники. Их составляют сами преподаватели. Не из вредности и не для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, а просто потому, что из всего предложенного и рекомендованного оптимальных вариантов подобрать не смогли. Здесь, например, считают: чтобы преподавать на должном уровне математику в старших классах, нужно гораздо более раннее и глубокое вхождение во многие темы. Еще одно правило успешного обучения – преемственность между курсами, учебниками, учителями и параллелями. Это обеспечивается как при помощи своих учебных пособий, так и на уровне взаимодействия преподавателей: «начальники» идут в детский сад и там присматривают детей для первого класса, учителя среднего звена посещают уроки в четвертом классе и работают с преподавателями начальной школы. А в 9-11-х идет сотрудничество с вузами и научная работа учащихся.

Воспитанники лицея-интерната стабильно занимают призовые места на городских и областных олимпиадах. Но главная гордость и ребят, и педагогов – победы на всероссийских олимпиадах. Ученики лицея десять раз становились призерами и победителями финала Всероссийской олимпиады по биологии, трижды – по химии и трижды по экологии.

Спрашиваю у Валентина Николаевича, как он выбирает педагогов для школы, как формирует, говоря модным словом, команду?

– Критерий отбора педагогов один: умеешь ли отдать работе всю душу. Хожу ли я на уроки с проверками? Да, но это официально. А вообще достаточно, когда идешь по коридору, подойти к двери кабинета и прислушаться. Пару минут под дверью постоишь, и уже понятно, халтурит учитель или нет. Они эту мою привычку знают, и поэтому я, чтобы не обижались, двери стеклянные у кабинетов сделал. Чтобы знали и видели: я уже здесь! Ну а если серьезно, когда мне что-то не нравится, то иду официально на урок, а потом устраиваю «разбор полетов». Но есть одно «но». Существует моральное право учить своих коллег-учителей. У меня такое право есть, потому что за моей спиной не один десяток финалистов российских олимпиад по химии. И я, как предметник, как узкий специалист, могу спрашивать с коллег. Но если твоя квалификация не позволяет тебе подняться выше подготовки на городских или областных олимпиадах, я считаю, ты права не имеешь спрашивать с учителя.

Есть еще два мичуринских ноу-хау, о которых невозможно не сказать, когда ведешь речь о лицее. Здесь своя система оценки знаний: та же пятибалльная шкала, только каждый балл разделен на 10 единиц. Пятерка – от 46 до 55, где «пять с минусом» – это 49 баллов, «пять с плюсом» – 51, а просто «пять» – 50. Тройка – от 26 до 35, а к примеру, «единица» – 15 баллов и ниже. Все вместе – это одновременно и уход от нашей стандартной трехбалльной системы оценки, и дифференциация учащихся, которая позволяет создавать ровные рабочие группы в параллелях и по склонности к тем или иным учебным дисциплинам.

Второй момент – обучение английскому языку. В начальной школе с детьми работают гувернеры – воспитатели второй половины дня. Они и уроки помогут сделать, и в столовую отведут на обед, и погуляют с ребятишками. Все общение – только на английском. Это позволяет не только разгрузить основное учебное время, но и учить язык в постоянном общении и реальных ситуациях. Есть в лицее свой театр на английском языке, и если гувернеры еще делают поблажки в общении (в виде смешанного разговора), то театр полностью англоязычный.

Жизнь в Мичуринском лицее-интернате никогда не стоит на месте. Вот и сейчас там опять придумали что-то новенькое, но пока не рассказывают. Говорят, приезжайте к нам через годик, сами все увидите.

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте