Олимпиады существовали всегда. И слово «олимпиада» знакомо любому ученику независимо от того, когда пришлось учиться в школе – 30 лет назад или сейчас. В последнее время статус школьного олимпиадного движения значительно вырос: победители имеют преимущество при поступлении в вузы всей страны.
Однако олимпиада – это всегда немного больше, чем просто проверка знаний по предмету. Такие конкурсы и состязания школьников – мерило их знаний и уровня подготовки. И если школьник с первого класса участвует в олимпиадах, уже знает все их тонкости, многому научился, готовится и старается, то победить, возможно, гораздо проще, чем придя впервые на олимпиаду в 10‑11‑м классах.
Сложно ли подготовить победителя олимпиады? Здесь необходимы две составляющие: мотивация учителя и мотивация ученика. Наличие этих составляющих дает только половину успеха. Ведь амбиции и желания администрации, родителей и учеников – тех, кто ввязался в это дело, как правило, выше действительности. Вторую половину дает умение учителя организовать процесс подготовки и выявить способных учеников. Это и стало одной из главных задач для каждого учителя, классного руководителя, члена администрации нашей школы.
В начале учебного года на школьном интерактивном педагогическом совете были определены существующие дефициты, точки роста и этапы эффективного развития олимпиадного движения. В процессе коллективного обсуждения родилась «дорожная карта», которая помогла педагогическому коллективу спланировать работу по развитию, поддержке и вовлечению в олимпиадное движение новых учеников.
Сегодня предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой, помогают школьникам формировать свой творческий мир.
Подготовка к любой олимпиаде занимает много учебного времени по причине многоэтапности и усложнения каждого из этапов, требует специальной подготовки, где педагог выступает в роли наставника, помогает систематизировать знания и расширить познавательный процесс.
На подготовительном этапе учитель формирует группу желающих участвовать в олимпиаде. На следующем этапе каждый из желающих пробует свои силы, проверяет свои способности в олимпиадных заданиях прошлых лет, и здесь учитель ловит интерес и ту самую мотивацию. На третьем этапе ошибки и вопросы учеников заставляют размышлять, что означает запуск интеллектуального процесса развития и совершенствования. И самое главное для учителя – на последнем, четвертом, этапе перевести эту деятельность на постоянную основу и поддерживать интерес и мотивацию к такого рода занятиям как у себя, так и у учеников.
Как распознать олимпиадника из большого потока детей? Несколько рекомендаций:
– по теме каждого урока предлагайте ученикам творческие домашние задания и задания повышенного уровня сложности;
– на каждой самостоятельной и контрольной работе также предлагайте задания повышенного уровня сложности;
– предоставьте всем ученикам реальную возможность участвовать в школьном туре олимпиады;
– относитесь к ученикам непредвзято, приветствуйте активности учеников в спорах с учителем.
Сегодня активность участия и заинтересованность в олимпиадном движении в школе у всех участников образовательных отношений выросли в разы. Надеюсь, что вскоре каждый ученик сможет ощутить себя частью научного сообщества, ведь он решает «неразрешимые» задачи, пусть и на школьном уровне!
Ирина РОМАНОВА, заместитель директора по содержанию образования школы №1636 «НИКА»
Комментарии