– Берегите девочек! – разносится над поймой Иртыша громогласный призыв вожатого зимней школы омского научного общества учащихся «Поиск». На льду идет баталия. Стенка движется на стенку – нужно захватить флаг и принести на свою базу.
Тренировка мозгаНу кто в азарте борьбы думает о безопасности «врагов»? Но тем-то и отличаются ноушата от прочих подростков – они умеют думать. Ежегодно в январе на одной из оздоровительных баз омское НОУ «Поиск» организует зимнюю школу для учеников 8-11-х классов. За неделю ребята успевают не только завести новых друзей и попробовать себя в творческих конкурсах, но и ознакомиться со спецификой обучения в вузе, с некоторыми разделами выбранной ими науки. Нынче ноушатам выпала миссия спасать мир. В апокалиптичный 2012 год они приехали сюда, чтобы в четырех лабораториях построить совершенное существо – высокотехнологического робота, способного изменить судьбу Земли. Правда, виртуального – робот будет составлен из мыслей, идей и успехов ребят. Игры, в которых преобладает ловкость мышц, здесь исключительно для гармонии. В НОУ тренируют ловкость ума. Ведь мозг – та же мышца, как утверждает Руслан Симанчев, председатель совета кураторов «Поиска», кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой комплексных систем защиты информации Омского государственного университета. Уроки здесь длиннее, чем обычно, – как у студентов. Преподают ученые, аспиранты и студенты ведущих вузов Омска, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга. И не просто преподают, а «дышат» своей наукой. На 84 старшеклассника приходится 20 ученых, среди которых 7 кандидатов наук. И ни одного профессионального педагога! – Наши взрослые совсем не те, о которых писал Антуан де Сент-Экзюпери, – считает Иван Шарун, ученик 11-го класса Кормиловского лицея. – Ведь «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А наши преподаватели и вожатые помнят! Может, поэтому сбегать с лекций не хочется. Всем интересно узнать об основах шифрования, о том, какие черты национального характера скрыты в русском языке и чему равна сумма бесконечной последовательности 1-1+1-1+1-1+… Здесь свой мир, в котором есть научные споры и нет бытовых ссор. Здесь не приходит в голову удрать в лес после отбоя – умным мозгам нужен отдых. Здесь никто не курит втихую от вожатых – сами же давно в своих научных работах доказали вред никотина. – Ребята, попадая сюда, окунаются в нормальную, здоровую среду, – говорит Руслан Юрьевич. – У них появляется интересный и содержательный круг общения. Здесь система ценностей другая: тот сильнее, кто умнее, а может быть, даже не умнее, а более работящий. С этой новой системой человек возвращается домой и волей-неволей меняет окружающих его людей. Мы всегда старались создать ребятам особый мир. Еще в 90-е годы появилось выражение: «Школа НОУ – это резервация для нормальных детей». Маленькая модель большой академииДетская общественная организация «Поиск», задуманная и созданная омскими учеными в прошлом веке, по сути, маленькая модель большой Академии наук. Впрочем, какая же маленькая – 10 тысяч школьников Омской области, с которыми сотрудничают 700 научных деятелей Сибири! Зимняя и летняя школы лишь малая часть работы. Основной проект «Поиска» – региональная научно-практическая конференция учащихся – начался еще в 1968 году. Сейчас в 80 секциях по 19 научным направлениям ежегодно участвуют более двух тысяч детей, а вместе с ними сотни студентов, учителей, педагогов, преподавателей и ученых Сибири. В научном сопровождении детских трудов задействованы преподаватели пяти вузов. Наверное, исследования школьников о влиянии фаз Луны на успеваемость не имеют большой ценности для науки. Зато они имеют значение для ребят, их написавших. Собрать и добыть информацию, провести опыт, обработать статистические данные и сделать свои выводы – это серьезная тренировка ума. И хотя в задачах НОУ записано – «создание системы поиска одаренных детей», это скорее дань формальности. Более того, Симанчев предлагает педагогам забыть словосочетание «одаренный ребенок». Особым даром наделены единицы. А нормальные дети должны чего-то хотеть и хоть что-то мочь. Эти качества не сразу бросаются в глаза, тут нужны поддержка и понимание учителей. И не важно, какие у ученика оценки, бывает, что ребенок слишком завязан на интересное и все остальное ему безразлично. В «Поиске» занимаются не отличники, но неравнодушные. Ребята решают задачи, может быть, давно решенные взрослыми. Но сами! Они разбираются в сложных теоремах и занимаются математическим вышиванием (так называется вышивка, смоделированная на основе математических фигур). Читают стихи Есенина и Бродского, пытаясь поверить гармонию алгеброй. Рисуют картины в стиле сюрреализма и плетут туески из бересты. В общем, глубже вглядываются в жизнь, делясь друг с другом открытиями. И эти откровения толкают других заняться собственным поиском. Задача НОУ не отыскивать редких гениев, а создавать такую атмосферу, при которой гением хочется стать каждому. И пусть получится не у каждого, зато школьники захотят познавать мир, а это много. Потому что как ни реформируй образование, а учиться дети не хотят. Во всяком случае, так, как того требует общеобразовательная школа: слушай, запоминай, зубри…Школа без жизниПроцесс превращения разгильдяя в исследователя я наблюдала лично. Борис Кассал, кандидат ветеринарных наук, доцент Омского государственного педагогического университета и старожил НОУ, спросил у моей 10-летней дочери:- Знаешь, какого цвета сорока и ворона? Напрягшись, Ангелина выдала: «Ворона черная, сорока черно-белая».- Тогда какой птице нужно маскироваться тщательнее? У какой из них гнездо закрыто со всех сторон, больше походя на шар? – стал допытываться Кассал. Когда правильный ответ был найден, дочь восхитилась: она поняла то, что они еще не проходили. Сама! Затем они на равных порассуждали с Борисом Юрьевичем об экологии. Потом Ангелина рискнула сразиться в шашки и после такого старта бесстрашно отправилась на лекцию о гендерных различиях. Может, потому что Борис Юрьевич объяснил ей: – Не надо ждать, что тебя кто-то научит, главное – желание осваивать и добиваться, и тогда успех рано или поздно будет, надо только думать, учиться, биться над проблемами. Наверное, хорошие учителя в школах тоже так говорят, но ничего не могут поделать с репродуктивной системой обучения. Точнее, не хотят. Преподаватели НОУ считают, что из школы ушла жизнь, замученные низкими зарплатами, затретированные бесконечными отчетами, школьные педагоги не стремятся помогать детям развивать интеллектуальные способности. Главное, чтобы ЕГЭ сдали. А единый госэкзамен – это всего лишь технология, развития интеллекта не требует. Впрочем, к ЕГЭ, как и к поступлению в вузы, преподаватели НОУ тоже готовят, поскольку репетиторство считают узаконенным мошенничеством. В заочной школе преподаватели вузов общаются с детьми и на расстоянии, и на выездных сессиях, и через школьных учителей, для которых издают бесплатные методические пособия. Стоят такие курсы всего-то около тысячи рублей в год, в десятки раз дешевле коммерческих. Но если пять лет назад в 32 сельских райцентрах ученых ждали по тысяче учеников, то теперь такие выезды явление редкое. Бригада профессоров и доцентов может ехать в район, если там набирается хотя бы 50 учеников, чтобы по крайней мере оплатить дорогу. Но современные дети просто не знают, что у них есть такая возможность! Учителям не нужна лишняя работа, а районным отделам морока: рассылать информационные письма, искать помещение, организовывать транспорт. Если бы распоряжение дало омское областное Министерство образования, дело бы пошло, система всю жизнь держалась на указаниях сверху. И прежде юных интеллектуалов для их же блага часто приходилось «добывать» по разнарядке облоно, во всяком случае поначалу. Но… федеральная программа «Одаренные дети» кончилась, и Министерству образования Омской области перестало быть интересным НОУ «Поиск» – уникальная организация, несколько раз награжденная медалями ВДНХ, почетными грамотами Правительства РСФСР и даже правительства Омской области. Пока требовались отчеты по федеральной программе, выдающиеся работы детей чиновники рекомендовали к вручению премии областного правительства, а в прошлом году у них не дошли руки до того, чтобы подписать грамоты лучшим по итогам конференции. Впрочем, это беда, как считает Симанчев, всей страны: в ней не просматривается система образования даже не одаренных детей, а просто грамотных. Нет государственной политики, при которой учителям хотелось бы с удовольствием работать, а детям с тем же удовольствием получать знания. Мозги с прибыльюНа 44-м году жизни НОУ «Поиск» из соучредителей областной конференции школьников исчезло региональное Министерство образования. Зато появились Омский научный центр Сибирского отделения РАН и Омское отделение Российского географического общества. Детское научное общество держится на энтузиастах – педагогах, зав. роно, ученых, которым за державу обидно. Но без поддержки начальства трудно. Нужно как-то платить минимальную ставку постоянным сотрудникам, среди которых 130 кандидатов и докторов наук, выдавать хотя бы командировочные приезжим светилам. С наступлением кризиса кончилась финансовая помощь Министерства образования Омской области, пусть и небольшая, но позволяющая не перекладывать часть затрат на школьников. Пришлось назначить участникам конференции минимальный вступительный взнос – 300 рублей: надо печатать программу, в которой более 200 страниц, оплачивать работу экспертов, содержать сайт, издавать методички. Благо помещения для школьников омские вузы предоставляют бесплатно. Затраты на летнюю школу для ребят удалось сократить до минимума – в рамках детского оздоровления помогает областное Министерство молодежной политики. Подобные же лагеря-школы от непонятных коммерческих организаций стоят в три-четыре раза дороже. Это чистая прибыль от мозгов, возмущающая Симанчева:- Образование не товар на рынке. Ведь мозговитые ребята могут просто не узнать, что они умные, если им не создать условия, в которых проявится их интеллект.Если бы сотрудники и «сочувствующие» НОУ рассматривали его как средство заработка, «Поиск» не двигался бы вперед уже 44 года. Попав в обойму однажды, отсюда не уходят. Большинство из преподавателей начинали когда-то ноушатами или вожатыми. – За 30 лет в НОУ через мои мозг и сердце прошли больше полутора тысяч детей, и практически все они стали высококлассными специалистами, формирующими интеллектуальную элиту города, – рассказывает Борис Кассал. – Некоторых ребят я вовлекал вожатыми. Сергей Белим теперь, в 37 лет, доктор физико-математических наук и наш преподаватель. Марат Макенов – кандидат биологических наук, старший преподаватель Омской государственной медицинской академии и наш сотрудник. Марат Макенов с точностью ученого подсчитал, что «Поиску» он отдает 80 процентов жизни. Здесь же читает лекции его жена, социолог Наталья Макенова. А пока мама с папой заняты, их шестилетняя дочь Карина погружена в компьютер.- Кем ты станешь, Карина? – спрашиваю я. – Плеподавателем, – твердо отвечает будущий ученый, проходящий курс обучения у логопеда. – В НОУ. С научной точки зрения «Поиск» – система не только развивающаяся, но самовоспроизводящаяся и, следовательно, как утверждает биолог Кассал, выживет при любых условиях. Независимо от времен и нравов чиновников. А значит, ум все-таки спасет этот мир! Омская область
Комментарии