search
main
0

Ум детям нужен для того, чтобы жизнь вокруг была умной

Современным детям, живущим в век технологий и научно-технических изобретений, практически невозможно оказаться вне смыслового поля таких общечеловеческих ценностей, как ценности знания и познания. Если перевести их на уровень восприятия детей – «ценности ума». Попробуем обобщить результаты опроса воспитанников 200 московских детских садов и узнать, что дети понимают под ними и какого человека считают умным, какие примеры могут привести.

Дети младшего дошкольного возраста считают, что ум «находится где-то в голове», некоторые уточняют – «где лоб, вверху» и потирают лоб пальцем или указывают на голову рукой. «Нужен он», по их мнению, чтобы «можно было думать». Привести примеры они чаще всего затрудняются, повторяя уже сказанное: «Когда думаешь – вот и пример». Однако даже в 3-4 года есть дети, которые отвечают, что быть умным для них – это значит слушаться взрослых и отвечать на их вопросы (тогда они говорят «Умница!»).В 4-5 лет в средней группе детского сада они приводят более развернутые суждения: быть умным для них – значит уметь «придумывать мысли» и «все запоминать», «делать то, что говорят», «много знать», «уметь хорошо говорить», «уметь правильно поступать, потому что знаешь, что делать надо», «не кричать и не плакать», «никого не бить».В этих суждениях видна огромная роль оценки действий детей со стороны взрослых как правильных или неправильных – разумных, оправданных обстоятельствами и логичных или неразумных и нелогичных. Их ориентированность на развитие социального интеллекта. Как уточнил один ребенок: «Умный человек слушается маму». Другой добавил: «Максим бросил в меня песком, а дома мама сказала, что у него нет ума! Быть умным – это значит все хорошо делать, а не плохо!»В характеристике «умных» действий детей очень ярко выражена характеристика умного человека как человека, который знает законы, по которым нужно жить, чтобы все было хорошо. Как человека, свободного от житейских неприятностей. Вплоть до таких характеристик: «Умный человек умеет правильно баловаться. Это когда тебя не видят, что ты балуешься, а если увидят, то сразу просишь прощения».В старшем дошкольном возрасте эта тенденция продолжает существовать. Быть умным для детей – добиваться положительной оценки взрослых, слушаться их. Поэтому «умный ребенок», с их точки зрения, – это такой ребенок, который «правильно делает, что ему говорят», «сам знает, что когда надо» и «кому что – нельзя, а что – можно», ведь «ум нужен, чтобы хорошо, спокойно жить». «Умные люди глупостей не делают!» – сказал по этому поводу один из детей. При этом адаптационная функция знания заменяется постепенно на функцию самоутверждения благодаря приобретению знания.Появляется ориентированность на сам процесс познания как на ценность, поднимающую самооценку детей и способствующую формированию самоуважения к себе.«Когда тебе задают сложные вопросы, а ты можешь на них ответить – значит ты умный. Вот я сейчас умный, а раньше неумным был».«Когда тебе задают вопрос, а ты не сразу отвечаешь, а сначала подумаешь».Благодаря этому знания тоже начинают восприниматься как ценность и не связываются в восприятии детей с наличием или отсутствием «ума в голове». Дети теперь рассуждают так: «ум нужен, чтобы много знать» и «чтобы что-то делать» – «умный человек слушает внимательно на занятиях», «хорошо различает все», «отвечает на все вопросы – и все отвечает правильно», «хорошо соображает», «отгадывает загадки», «знает много стихов», «считает», «пишет и читает», «учит буквы» и др.Взрослым, по мнению детей, тоже нужен ум. Теперь «ум» – это не неотъемлемая характеристика любого взрослого. Вот как дети описывают свои переживания по этому поводу: «Я помогала маме мыть посуду: она мне разрешила. Она умная – меня не ругает, когда у меня половина пены проливается. А бабушка ругает, что я все намочила и не дает мне мыть. Но ведь я же хочу помочь! Но пока еще не до конца умею. А бабушка не понимает… Ну хоть бы ей чуточку ума маминого!» Поэтому дети часто говорят, что взрослым «ум нужен, чтобы детей воспитывать». Кроме того, «по пустякам не ругаться», «уметь добиться, чтобы тебя любили и уважали», «деньги зарабатывать». При этом очень важен акцент на действие, которое совершает «умный человек»: оно чаще всего связано не просто с познанием закономерностей, по которым живет окружающий мир, а с их использованием для преобразования мира. В этом смысле «умный человек» не просто «знает ответы на все вопросы», а использует свое знание для того, чтобы «помогать другим, учить их». Более того, «умным» в восприятии детей становится тот, кто способен действовать в ситуациях, когда не знаешь, что нужно делать и как, но «потому что голова начинает работать», все «равно придумываешь, что и как делать». Поэтому примеры «умных действий» дети могут приводить следующие: «Я умная, потому что придумала, как самой сшить юбочку кукле!», «Умный – это тот, кто умеет изобретать», «Папа у нас умный: он придумал, как починить кофемолку», «Умные люди папе быстро машину смогли починить!» и т. д. По этому поводу вспоминается высказывание восточного философа Шихаб Ад-Дина: «Знание нужно, чтобы действие было сокровищем, потому что без знания действие – мука». Удивительно, но многие рассуждения старших дошкольников перекликаются с этим мнением. Они отмечают практическую целесообразность, полезность применения ума в жизни. Вплоть до мелочей: «Умный знает, как надо правильно поливать цветы. И может это сделать хорошо. А неумный не сможет – и все цветы погубит». «Если ума не будет, то ничего не будет!» – констатировал один из детей, выслушав высказывания других. Поэтому многие дошкольники согласны с тем, что «ум надо развивать!».В подготовительной к школе группе ценность знаний для детей еще более резко возрастает. «Умный ребенок» для них – это такой ребенок, который «знает, о чем думает». Более того, он даже может сформулировать свои представления о том, как это происходит. «Вот из головы посылается электрический импульс – вот так! (Указывает пальцем на голову.) Он, как ток, бежит по руке – и рука – бац! – сгибается! (Показывает, как сгибается рука.) Я подумал, чтобы она согнулась – и она сгибается!» – увлеченно рассказывает один из воспитанников своим друзьям о пользе ума. При этом интересно наблюдать за реакцией других детей: они не менее увлеченно слушают юного физика. Им действительно важно понять, как это происходит. Они уже сравнивают свои успехи с другими детьми, понимают, что кто-то успешнее ведет себя во время обучающих ситуаций и проведения занятий, кто-то – нет.«Умным быть сложно: это когда на занятиях отвечаешь правильно и быстро, знаешь английский язык, читаешь хорошо, меню на компьютере знаешь». Однако это важно уже не только для самоуважения, но и для определения своего места в социальной группе: «умным быть нужно, чтобы над тобой никто не смеялся», «чтобы, когда тебя ударили и сказали, что этого не делали, ты смог доказать, что это не так». Кроме того, благодаря осмыслению детьми ценности ума как способности проектировать успешное будущее воспитанники подготовительных к школе групп могут рассуждать и о своем будущем: «надо много учиться, чтобы много знать и быть умным», «в школе четверки и пятерки получать», «в институт поступить», «потом хорошо работать и много зарабатывать».Ум как ценность интегрирует на данном этапе не только интеллектуальные и экономические качества личности взрослого человека в будущем, но и его нравственные и духовные качества. Так, дети, рассуждая о возможности получения с помощью ума денег, могут приводить парадоксальные примеры: «Умный человек как поступает? Вот, например, намечается сделка: один – с товаром, а другой – без денег. Умный придумает, как обоим будет хорошо. И придумает так, чтобы это было по справедливости, без обмана. Потому что с обманом – это не умный, а хитрый сделает. Бессовестный. Если ум есть – и совесть тоже должна быть». Получается почти по Августину: постижение высшего знания философ связывал не с разумом, а с верой, с духовным прозрением. Дети пока не понимают другой, совсем не философской закономерности, действующей во взрослом мире: с увеличением роста знаний очень часто снижается личная, духовная ответственность человека за их применение. Наоборот, эту ответственность они иногда воспринимают, обобщая до катастроф: «Ум нужен, чтобы человек им думал, а то будет дураком – заберут его в психушку или в милицию, потому что дурак такой: глупостей наделает – надо вовремя остановить». Это нужно, чтобы «жизнь вокруг тоже была умной». Тогда, по мнению детей, «все само будет получаться». Как высказался по этому поводу один ребенок: «Я бы хотел быть умным, потому что умный знает, как быть здоровым и красивым. А вот наоборот редко когда получается».Таким образом, можно констатировать, что современное поколение детей в чем-то действительно умнее нас, взрослых. Потому что знание и познание не для них не самоценность – знание как воплощение свободы не становится для них основанием для ее потери и зависимости человека от прогресса. Потому что в ситуациях, которые кажутся нам бессмысленными и потому безвыходными, они умудряются находить эти смыслы и открывать перспективы, веря не во всемогущество разума, а в его ответственность «за меру всех вещей», как считали еще Сократ и Платон. Сегодня нам, взрослым, этому нужно учиться у детей – учиться как людям, считающим себя умными и умеющими думать.Наталья МИКЛЯЕВА, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, кандидат педагогических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте