Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:- формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;- научить активным приемам ведения здорового образа жизни;- научить различать вредные и полезные привычки;- воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:- картинки (курение, драка, сквернословие);- карточки (зеленые, красные);- листы бумаги;- фломастеры;- компьютер, проектор, презентация.Ход классного часаКласс разбивается на три команды.1. Вживание в образПроизнесите «Здравствуйте»…громкотихоласковозлобно равнодушнозадумчивос юморомУлыбнитесь, как улыбается…вежливый человеккот на солнышкепродавец в магазине мама солнышкоУчитель: Зачем все это надо? Чтобы понять, какой ты.2. Проблемная ситуацияУчитель: Приглашаю троих добровольцев к доске. Возьмитесь за руки. Крайние должны крепко, но безболезненно держать центрального ученика за руки, не давая выполнить задание. Стоящему в центре ребенку предлагаю дотронуться до носа. Легко ли было центральному ученику выполнять задание? Почему?Ответы детей.Учитель: Правильно. Его действия зависели от товарищей. Так и мы с вами зависим от своих привычек. Сегодня о них пойдет речь. Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, делаем как бы автоматически. Привычки могут быть полезными и вредными. Привычки, которые приносят пользу человеку, называются полезными. Вредные привычки – это те, которые наносят вред людям. Если они уже закрепились в поведении человека, отказаться от них бывает очень сложно.3. Игра «Полезные и вредные привычки» Учитель: Посмотрим, можете ли вы различить полезные и вредные привычки. Я называю полезную привычку, вы поднимаете зеленую карточку, вредную привычку – красную карточку: – соблюдать режим дня; – прогуливать уроки;- грубить старшим; – чистить зубы по утрам;- заниматься спортом; – драться;- гулять на свежем воздухе; – ездить зайцем в общественном транспорте;- уважать родителей;- нарушать правила дорожного движения;- курить;- вести активный образ жизни;- употреблять наркотики;- учить уроки.Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.4. Игра «Собери картинку»Учитель: Группы получают картинки, разрезанные на части. Задача группы – собрать свои картинки.Определите, какая вредная привычка на ней изображена.1-я группа. Курение.2-я группа. Драка.3-я группа. Сквернословие.Задания группамУчитель: Сейчас каждая группа получит задание.Задание 1-й группе. Попробуйте отговорить курильщика от вредной привычки.Задание 2-й группе. К каким последствиям может привести драка? Задание 3-й группе. Почему сквернословие относится к вредным привычкам?Выслушиваются ответы учащихся.Учитель: Бросить курить очень трудно. Поэтому не пытайтесь и начинать.Лучше предотвратить драку, чем устранять последствия. А стоит ли сквернословить?5. Правда о сквернословииУчитель: Сквернословие происходит от слова «скверна». Найдите в словаре В.Даля определение.Ученик зачитывает определение: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».Учитель: Так что же такое сквернословие?Возможные ответы детей: Неприличные выражения, нецензурные слова, мат, брань, ругательство и т. д. Учитель: Про драки и курение нам многое известно, а вот про сквернословие мы поговорим более подробно, потому что многие люди в разговоре употребляют нецензурные слова и считают это нормальным явлением.Проблема нецензурной лексики стоит очень остро. Недаром Логан Смит, американский автор афоризмов, сказал: «Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова». Ответьте на вопросы.1. Если ты используешь в своей речи нецензурные слова, то объясни, почему. 2. В каком случае ты используешь нецензурные слова? 3. Как ты думаешь, что чувствуют люди, слышащие нецензурные слова? 4. Почему взрослые, и дети в том числе, употребляют в своей речи нецензурные слова?Возможные ответы детей: так человек выражает свое раздражение, дети подражают моде, своим родителям, проявляют взрослость и независимость и т. д.Учитель: Мало кто из ребят задумывается, что сквернословие характерно для слабых людей. Грубость позволяет им скрыть свою неуверенность и защищает их. В подростковом возрасте обнаружить слабость – значит проиграть, потерпеть поражение. Поэтому использование нецензурных слов в своей речи – ширма, за которую прячутся такие люди. А кто знает, когда люди начали сквернословить?Странички историиУчитель: История этого явления уходит в далекую языческую древность. Наши предки произносили эти слова, призывая на помощь демонов зла. Употребляя мат в обиходе, современные люди даже не подозревают, что совершают ритуал, призывая зло к себе и своим близким.На Руси за мат могли казнить.Потом пришли иные времена. При Петре Первом грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. Сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка многих людей.Курение, наркотики, драки влияют на здоровье человека, а сквернословие считается безвредным. Современные ученые выяснили, что это заблуждение. Группа российских ученых под руководством И.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что у матерщинников очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. По мнению ученого, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены. Другая группа ученых Российской академии наук доказала, что матерщина вызывает мутации (изменения), приводящие к вырождению рода сквернослова. Японский ученый Масару Эмото научно доказал, что сквернословие вредит физическому здоровью человека. Он говорил воде разные слова и быстро замораживал ее. Полученные кристаллы сильно отличались друг от друга. Если воде говорили хорошие слова, то кристаллы получались ровные, симметричные, красивые. Плохие слова действовали на воду по-другому – кристаллы были несимметричные. Человек почти на 70% состоит из воды. Слыша плохие слова, наш организм, как губка, впитывает их, а значит, приносит вред здоровью.Ученица нашей школы выполнила проект по физике «Информативность воды». Соленой воде она говорила хорошие и плохие слова. Потом из этого раствора образовались кристаллы соли. И при сравнении они оказались разными.Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим. 6. Антиреклама Учитель: По телевидению нам показывают рекламу разных товаров. А я вам предлагаю подготовить антирекламу вредным привычкам. На работу – 3 минуты. Напишите стихи, призыв, рисунок, знак и т. д.Представьте, что у вас получилось.7. РефлексияУчитель: Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте, используя карточки. «Да» – зеленая, «нет» – красная.- Была ли информация, услышанная вами, полезной для вас? – Была ли информация неожиданной для вас? – Кто из вас решил изменить отношение к своей речи? – Кто поделится этой информацией с другими?Есть такая пословица: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Как вы ее понимаете?Выслушиваются ответы учащихся.Учитель: Избавиться от вредных привычек трудно, потому что они отличаются большой устойчивостью. Не приобретайте их!Используемые ресурсыТренинги с подростками (книга школьного психолога).Толковый словарь русского языка: http://www.vedu.ru/expdic О сквернословии. Михаил Таранов: http://www.333club.ru/downloads/Foul_language Логан Пирсолл Смит: http://www.genialnee.net/authors/Logan_Pearsall_Smith Ирина КОНОВАЛОВА, учитель физики средней школы №4 города Железноводска Ставропольского края
Комментарии