В этом детском саду не произносят слово «инвалид». Противное оно какое-то, злое. Здесь предпочитают говорить: «особый ребенок». А ведь и правда! Малыш, у которого не ходят ножки, на самом деле особый: почти всегда (за очень-очень редким исключением) он талантливо рисует, лепит или поет… У него более тонкая душа. Такая душа ранима. И нужно иметь умное сердце, чтобы соприкасаться с ранимой душой ребенка.
У заведующей Краснодарским детским садом № 24 Надежды Андреевой именно такое сердце. Одиннадцать лет назад она закончила музыкально-педагогическое училище и пришла работать в обычный садик. Им руководила тогда ее мама – Татьяна Глебовна. Однажды у нее появилась возможность отправить Надю в Канаду.
– Ты знаешь, мама, – сказала она. – Маленькие канадские инвалиды чувствуют себя… счастливыми. Они умеют радоваться жизни! Давай создадим у нас группу для таких детей.
И они обе отправились в Департамент образования со своим предложением. Ну, хорошо, сказали там, подготовьте служебную записку, объясните необходимость такой группы, мы подумаем.
Надя молча кивнула в ответ и уже на следующий день, прихватив с собой подружку, отправилась в путешествие по микрорайонам своего огромного города. В руках она держала список семей, в которых росли больные дети. Когда Надя объясняла родителям, зачем она постучалась в их двери, те поначалу не могли поверить, что такое возможно.
Так в 1994 году в Краснодаре появилось первое (и единственное) дошкольное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательной системы. А Надежда тем временем поступила в Санкт-Петербургский педуниверситет, а затем в Краснодарскую академию физической культуры на факультет оздоровительных технологий.
Сегодня она уже его аспирантка, пишет кандидатскую диссертацию. Пользуется абсолютным уважением и доверием родителей. Сегодня она признанный авторитет и для них, и для краснодарских педагогов-коррекционников. Она президент общественной благотворительной организации «Ода», созданной на базе ее детского сада, который теперь называется Центр развития ребенка. Она автор нескольких проектов по работе с особыми детьми и их родителями. Один из них называется «Быть мамой – моя новая профессия».
Главная цель программы – через созданный в садике родительский университет дать мамам и папам очень необходимые им знания о том, как преодолевать трудности в воспитании больного малыша, как облегчить ему жизнь, мало того, сделать его существом умелым и жизнерадостным, как включить его в общую людскую жизнь, сделать ее полноценной. Родители не только получают здесь на консультациях теоретические знания, но и практические навыки в обучении и воспитании своего ребенка. В основе образовательного процесса – включение малыша в его индивидуальную программу, как совместную деятельность его самого, воспитателя и мамы. Информация дается родителям поэтапно, по мере развития их нездоровых детей.
Центр развития ребенка – детский сад № 24 – сегодня посещают 80 малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с грубой органической патологией центральной нервной системы, микроцефалией. Но есть и дети с плоскостопием, нарушением осанки, с задержкой психоречевого развития. Иначе говоря, рядом с теми, кто имеет серьезные отклонения, воспитываются почти здоровые и здоровые ребята. Больных малышей активно включают в жизнь.
Однажды задумала Надежда Андреева свозить своих колясочников в… кафе. А что? Жизнь есть жизнь. Многие детки никогда не были в подобных заведениях. Но это только сказать легко: свозить в кафе. Надо было найти такое, которое согласилось бы устроить детям подобное мероприятие, приняло бы их. Это раз. Во-вторых, надо найти транспорт для 20 колясочников. Это оказалось еще более сложным делом. Но в конце-концов все устроилось. Нашли и кафе, и транспорт.
– А счастья-то сколько было в глазах у ребятишек! Сколько возгласов, смеха, радости. И в ладошки хлопали, и визжали! Ото всего – от восторга перед белоснежными скатертями, блестящими приборами, от салатов. А уж от мороженого… – рассказывает Надежда Владимировна.
В садике № 24 малышей лечат все: улыбки воспитателей, теплые руки врачей, ласковые интонации методистов. Это с одной стороны. А с другой – лепка, рисование, рукоделие, ритмика тоже оздоравливают. Поначалу у детей, у которых не ходят ножки, ручки тоже плохо работают. Но после упорных занятий они начинают лепить даже мелкие фигуры. Деток здесь учат музыке, живописи, литературе, правилам стихосложения, английскому и даже азам работы на компьютере. А воспитатели! Почти все они в свое время закончили театральные курсы. И знаете, зачем? «Чтобы устраивать для своих подопечных кукольные спектакли на хорошем уровне». Кстати, кукол они шьют сами. Оправдываются: «Голь на выдумку хитра».
В садике есть маленький тренажерный зал, детям делают массаж, проводят с ними занятия по лечебной физкультуре. Сегодня все носятся с идеей построить плавательный бассейн. А что? И построят! Однажды в садик заглянул один мужчина из Новосибирска, бизнесмен, у которого ребенок тоже не здоров. Посмотрел на то, какие тут дела делаются, да и говорит: просите чего хотите, помогу. Андреева сразу: ходунки нужны! Я и чертеж составила. Бизнесмен тот чертеж с собой в Новосибирск увез, а потом прислал ходунки. Очень хороши. Красивые, деревянные. 15 тысяч стоят. И это ведь не инвалидная коляска.
Двое деток-колясочников, закончивших этот детский сад, сегодня учатся в обычной школе.
– Вот ради этого мы и существуем, – сказала Надежда Андреева. И глаза ее засветились радостью.
Комментарии