Все хорошее и плохое в человеке начинается с детства, и в детстве надо искать объяснение многим поступкам взрослых. Внутренний мир ребенка – это нередко своеобразная копилка взглядов, привычек и противоречий родителей. Что в нем заложат, то и получат.
Моя юность прошла в обеспеченной семье. Материальных проблем мы не знали. Отец, Даниил Тимофеевич Софронов, 1906 года рождения, уроженец села Штанаши Курмышского уезда Симбирской губернии, был зав. отделом по строительству районного масштаба. Он жил и работал в райцентре, приезжал на выходные за 25 км, а часто приходил пешком, тогда автобусного сообщения с центром не было. В семье было доброе взаимопонимание. Мать научила меня беречь не только свое, но и чужое самолюбие. Учила жалости, доброте, любви к крестьянской жизни, ко всему тому, что связано с природой. Память детства мы проносим через всю жизнь. Помним хорошее. Не забываем и плохое. Помним друзей и врагов, улыбки, подножки, первые удивления, предательство… Острота детского видения так сильна, что незначительная беда воспринимается как трагедия. Небольшой успех вызывает ликование, а несправедливость – потрясение. С годами человек делается менее уязвимым. Но память детских лет не тускнеет. Есть вещи, которые не забываются даже тогда, когда мальчишки становятся взрослыми. Я был трудным ребенком, нарушал школьные порядки, своевольничал и был крайне несдержан на язык.Мальчишки, случается, попадают под влияние слабовольных, раздражительных, озлобленных, агрессивных группировок. Плохо начинать жизнь с неверного шага. За нашими действиями следили, контролировали родители, учителя, общественные активисты. Они научили нас принимать правильные решения, уметь отличать добро от зла.Мы создавали учебные военные отряды, строили и создавали штабы формирования, наблюдательные пункты, где командиром считался я, старше по возрасту и сильнее физически. Мы не сдружились с местными хулиганами, не играли в карты. Не курили, и мыслей не было о вине. В хрущевские времена отменили преподавание по подготовке к военному делу в школах, и нас организовали в тимуровскую команду. Помню, как мы зимой на санках привозили из леса дрова. Пилили, кололи для одиноких старушек. Собирали макулатуру, металлолом, лекарственные травы. Мне думается, одно из слабых мест школы состоит в том, что далеко не каждый учитель сочетает в себе талант предметника и воспитателя. Случается, иные вполне хорошие преподаватели видят в подростке только успевающего или неуспевающего по их предмету ученика, первого поощряют и не скрывают недоброжелательства ко второму. Плохой ученик – это еще не плохой человек, и оценка знаний не может становиться оценкой личности. Михаил СОФРОНОВ, капитан пароходства, с. Штанаши, Красночетайский район, Республика Чувашия
Комментарии