Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.
А. де Сент-Экзюпери
Цели урока: раскрыть необходимость общения в жизни человека, используя ранее полученные знания; формировать навыки общения; учиться избегать или разрешать конфликтные ситуации; проследить межпредметные связи (с литературой, психологией).
Оборудование: плакат “Основные принципы общения”, памятка “Как выйти из конфликтной ситуации”.
План
Необходимость общения для человека.
Виды общения.
Культура общения.
Как избежать конфликта.
Новые понятия: общение, культура общения, официальное и неофициальное общение, конфликт.
Ход урока
Необходимость общения для человека.
Урок можно начать с вопроса: необходимо ли общение человеку?
На доске нарисована таблица, которую ученики должны заполнить, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках и в процессе самообразования.
Полноценное общение необходимо
1) так как человек – существо социальное, т.е. общественное;
2) т.к. человек постоянно взаимодействует с окружающим обществом (это и непосредственное общение людей друг с другом, и опосредованное: читателя с писателем через книгу, зрителя с актером посредством театрального представления или кинофильма);
3) у всех народов одиночное заключение – одно из самых тяжких наказаний.
Отсутствие полноценного общения (последствия)
1) недостаток общения с ребенком может привести к отклонениям в развитии;
2) длительное одиночество резко изменяет личность и нередко приводит к наркомании, социальной деградации и т.д.
Таким образом, ответ на вопрос, необходимо ли общение человеку, будет только положительным.
Общение – обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности, усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.
Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, усвоение культурных и нравственных ценностей. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения. Такие важные качества человека, как доброта, честность, отзывчивость, формируются в общении.
Виды общения
Существуют различные виды общения. С некоторыми из них знакомство произойдет на этом уроке.
Ученики разыгрывают следующие ситуации:
Учитель – ученик во время урока.
Одноклассники на перемене.
Два друга после школы.
Задание. Какая из этих ситуаций:
а) официальное общение;
б) неофициальное общение;
в) дружеские отношения.
Класс делает выводы, что первая ситуация – это официальное общение учителя и ученика, т.к. должны соблюдаться формальные правила поведения.
Во втором случае показаны неофициальные, товарищеские отношения, которые базируются на общих интересах, современной деятельности, принадлежности к одному коллективу.
В третьем случае имеет место наивысшая форма общения – дружеские отношения, которые основаны на симпатии, единстве взглядов и, как правило, на сходстве характеров.
Культура общения
Для установления взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Культура общения – это та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, беседе.
На доске плакат “Принципы общения”.
Признавайте хорошее в людях.
Проявляйте искренний интерес к людям и их проблемам.
Искренне цените и хвалите достоинства людей.
Запомните имя собеседника.
Улыбайтесь.
Будьте хорошими слушателями.
Обсуждение
(опережающее задание)
1. Есть немало людей, склонных замечать у других только плохое. Полярность восприятия выразил в своих стихах Р. Гамзатов:
Вон человек, что скажешь ты о нем?
Ответил друг, плечами пожимая:
Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?
Вон человек, что скажешь ты о нем?
Спросил я у товарища другого.
Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?
2. Римский поэт Сирус говорил: “Мы интересуемся людьми, когда они интересуются нами”. Если хотите получить добровольную помощь от человека, то сначала постарайтесь помочь ему в решении его проблем или хотя бы поговорить о них, показав свой интерес к ним.
3. Даже если у человека нет значительных достоинств, то полезно бывает заметить добрые ростки лучшего. Ведь в общении так важно опереться на положительное в человеке.
4. Человек будет очень расположен к вам, если вы запомните, как его зовут. Звук его имени является для человека самым сладким и самым важным в человеческой речи.
5. Людям приятно встречать улыбающихся людей, о них редко думают плохо. Рассказывают, что в Японии с раннего детства девочку приучают даже спать с улыбкой. Вот что пишет В. Солоухин: “А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”.
6. Исключительное внимание к говорящему – вот секрет успеха беседы. Ничто не льстит собеседнику, как внимание.
Как избежать конфликта
Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источником конфликтов нередко является несовпадение мнений.
“У каждого человека есть сердце,
У каждого сердца есть свои наклонности.
Он считает это хорошим, я – дурным.
Я считаю это хорошим, он – дурным.
Но я вовсе не обязательно мудрее,
А он вовсе не обязательно глупец.
Оба мы только обыкновенные люди!”
Принц Сетоку, ХVII в.
Конфликт – столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов; серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями.
Конфликтные ситуации
I. Молодой человек и девушка стоят в сквере возле скамейки и едят пирожки, придерживая их кусочком бумаги. Закончив есть, они бросают бумагу на землю, хотя урна в пяти шагах от них. Сидящий на скамейке старичок встает и говорит: “Простите, эта бумага вам больше не нужна?” – “Нет, не нужна”. – “Тогда позвольте отнести ее в урну”. Молодой человек взял бумагу и сам выбросил ее в урну.
II. В трамвай вошла группа молодых людей, почти подростков. Они были шумны, излишне громко смеялись. Пожилой человек сделал одному из них замечание в категоричной и властной форме. Юноша, что называется, “огрызнулся”. И вот что последовало от “воспитателя”:
– Ах ты, сопляк! Мерзавец! Я научу тебя, как себя вести!
Вопрос к классу: какая из этих ситуаций не переросла в конфликт, а какая стала таковой? Почему?
После обсуждения в тетрадь записывается следующая памятка (или раздается готовая).
Как выйти из конфликтной ситуации
1. Пререкаясь, вы не можете выиграть. Единственный способ добиться наилучшего результата – это уклониться от спора.
2. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
3. Если вы не правы, признайтесь сразу и чистосердечно. Упрямство – большая помеха в общении.
4. Честно попытайтесь увидеть происходящее с точки зрения другого (если вас не устраивает поступок другого, не надо кричать и ругаться, а поставить себя на его место и спокойно поговорить: “А не лучше ли будет…”).
5. Дайте человеку спасти свое лицо (“Война – это игра, в которой лучшие иногда попадают в худшее положение”, – сказал победитель побежденному).
6. Фраза, которая прекращает споры: “Я не осуждаю вас за ваши чувства. Будь я на вашем месте, несомненно, испытывал бы то же самое”.
Итак, общение необходимо человеку. Пусть наши мимика, жесты, речь, поведение еще не всегда на высоте, мы должны стремиться поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими нас людьми.
Ирина ШУВАЛОВА,
учитель обществознания
Саранск
Комментарии