Что нужно нашей школе? Реформы и новые программы? Компьютеры и интернет? Да просто улыбка! Улыбка учителя от всего сердца, искренняя и великодушная. Как в детской песенке, от которой не только запляшут облака, но и раскроются детские души, начнут улыбаться школьные учебники и программы. И желание учиться не исчезнет не только до самого окончания школы, но и на протяжении всей жизни.
Вторые международные педагогические чтения, проводившиеся под эгидой Международного центра гуманной педагогики, назывались не совсем необычно – «Улыбка моя, где ты?» («Учительская газета» уже публиковала эту работу Шалвы Амонашвили, а также первой напечатала его трактат «Школа жизни»). В Московском доме учителя собралось более 400 человек. Шалве Амонашвили удалось то, чего не сумели наши политики, – объединить идеями гуманной педагогики не только российское учительство, но и «сеятелей разумного доброго вечного» многих наших бывших 15 республик, 15 сестер. Приехали учителя из Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии, Грузии, а самой многочисленной была делегация из Прибалтики, откуда прибыли даже депутаты латвийского сейма. Я поразилась странному обстоятельству: необъяснимому внутреннему сходству людей, приехавших не только из разных городов – из разных стран, им не мешало даже то, что некоторые из них по-русски говорили с акцентом. А объединяла их любовь – к детям, к школе, к миру, в котором они живут, и к их учителю Шалве Александровичу. Удивилась и тому, что приехали на педагогические чтения не только учителя.
– Я мама, воспитываю детей, – все чаще слышала от присутствующих в зале женщин. Были и отцы. Пускай не многочисленные, но самые настоящие, приехавшие учиться сердечной улыбке.
Импульс жизни
Каждый день чтений открывался своим девизом. Первый – «Улыбка мощь несет», второй – «Улыбка моя, где ты?» и последний, завершающий – «Нужно улыбку звездам послать». В названии глубокая убежденность: Амонашвили свято верит в силу учительской улыбки. Кстати, существование четвертого измерения – духовности – научно доказал перед приехавшими на чтения директор Института физики Анатолий Акимов, убедив, что помимо физического есть еще и параметрическое пространство и его существование уже доказано учеными.
– Судьба цивилизации не в руках политиков и ученых, как может показаться на первый взгляд, а в руках учителей, – подчеркнул он.
– Не ищите слово «улыбка» в педагогических словарях и энциклопедиях, в учебниках по педагогике, – сказал Шалва Александрович в своем приветствии собравшимся учителям. – Сердечная улыбка учителя, воспитателя, наставника дарит ребенку более мощный импульс жизни, чем все принципы, тесты, компьютеры и интернет, чем стобалльная система оценок и все технологии образования.
Помимо общих встреч в Большом зале Дома учителя все три дня педагогических чтений работали «круглые столы». «Могут ли учебники и программы улыбаться» – назывался один из них.
– Большинство наших учебников рассчитано лишь на передачу знаний, а вот когда их авторы главное внимание станут уделять развитию творчества ребенка, тогда учение перестанет быть мучением, и учебники начнут действительно улыбаться, – считает одна из руководительниц этого «стола» – Вера Александрова из Москвы.
Первая улыбка, которую видит человек, – материнская. От нее так много зависит в его жизни!
– Мы держим на своих ладонях Землю, – сказала одна из руководительниц «круглого стола» «Сердце матери» – Ирина Алексеенко из Клайпеды, – поэтому в ответе за судьбы наших детей.
– Все дети рождаются ангелами, и если не становятся таковыми потом, виноваты мы сами, – уверена счастливый директор московской школы № 199 народный учитель России Мария Комлева. – Обязательно хвалите ваших детей не меньше 10 раз за сутки, советую я родителям моих учеников и запрещаю им обижать своих детей, – говорит Мария Андреевна.
Учительское покаяние
Пожалуй, название этого «круглого стола» было самым интригующим. Не привыкли мы, окруженные в большинстве случаев авторитарной педагогикой, к тому, чтобы учитель каялся.
– Очень много совершено учительских ошибок по отношению к детям, на ребят по-прежнему кричат, – так начала свое выступление руководитель «круглого стола» Вера Акимова из Пензы. – И впервые учителя попытались осмыслить эти ошибки, осознать необходимость покаяния перед ребенком, сменить агрессию на любовь. Каждый из участников «стола» задумался: а что привело его к покаянию?
– К сожалению, в авторитарной педагогике учителя формируют у школьника комплекс вины – за то, что не так лежит дневник, книга или тетрадь, за то, что не так встал, что крутится и вертится. И так все 45 минут вместо урока, – говорит Вера Георгиена.
Первый день «круглого стола» прошел по накатанной дороге: говорили о проблемах покаяния вообще, о собственных успехах в работе. А вот последней день стал своеобразным катарсисом – после того, как прочитали письмо неизвестного ученика к учителю (из книги Казанского «Педагогика как любовь»), который всячески унижает и не замечает в ученике личность. Каждый из участников «стола» написал ответ-покаяние этому ребенку.
Оказывается, такая улыбка существует. О ней говорили руководители одноименного «круглого стола» Марина Баранюк из Таллина, Дайнис Озолс из Риги и Валерия Ниорадзе из Москвы.
– Что поможет педагогу смотреть на мир с улыбкой? Прежде всего умение психологически настроить себя, – считает Наталья Савельева из Владимирского института усовершенствования учителей, – каждое утро, просыпаясь, говорить себе: мир так красив! Осознание этой красоты и спасет всех нас. Второе же условие – нужно четко осознавать свою жизненную и профессиональную цель. «Не знающий цели не имеет попутного ветра», – говорили древние греки и были правы. Нужно обязательно планировать свое свободное время лишь на 60 процентов. Остальное все равно придется отдать на волю обстоятельствам. Нельзя забывать и о воспитательном потенциале своего предмета. И, приходя в класс, обязательно начинайте урок с улыбки, – в завершение посоветовала Наталья Савельева. – Не забывайте: все, что вы отдадите своим ученикам доброго, вернется вам сторицей…
«Меня волнуют права ангела, занемогшего в людях»
Это слова французского летчика, писателя и гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери. По-моему, они так актуальны по отношению к нашей школе.
Когда академики РАО спросили Шалву Амонашвили, что такое духовность, он не смог найти слов.
– Я просто чувствую ее смысл, – ответил педагог. Тогда президент РАО Николай Никандров пришел ему на помощь и рассказал красивую притчу про эдельвейс:
«- Как выглядит эдельвейс? – спросили у мудреца.
– Я его не видел и потому не знаю, как он выглядит, но если вы его увидите, то обязательно узнаете».
Так и духовность: человек, встретившийся с нею, безошибочно поймет, что это такое.
…Мне показалось, людям не хочется уезжать, не хочется расставаться.
…Они соскучились по теплоте, доброте и искренним человеческим чувствам, по духовности. И потому так верно Амонашвили выбрал главную тему чтений – духовный мир учителя. И обновление школы, по мнению Шалвы Александровича, не в школьных нововведениях, а тем более в пристрастных системах тестирования и балльных оценок, а в духовном росте учителя. От учителя зависит все – будут ли улыбаться программы и учебники, каким будет внутренний мир его ученика, а значит, и будущего поколения.
Трехдневная учительская встреча прошла быстро. Главное условие чтений выполнялось: я не видела за эти дни хмурых и злых лиц. Люди улыбались друг другу, наступающей весне, своему учителю Шалве Александровичу. И думали о том, как встретятся они через год. Тем более что третьи педагогические чтения будут необычными. Их тема известна уже сейчас – «Учителя, почему бы нам не прожить героями духа?».
Комментарии