Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Ирина ГРИГОРЬЕВА
Будущего учителя в институте, плохо или хорошо, но учили быть предметником, а о параллельной ВЫНУЖДЕННОЙ работе классного руководителя многие узнавали лишь в школе.
Что же должен уметь и знать классный руководитель?
Может быть, “Советы от Марьи Ивановны” смогут чуть-чуть помочь вам? Надеюсь, что и вы поделитесь своим опытом, открывая маленькие профессиональные тайны. И хотя до дня смеха еще целых две недели, предлагаю подготовку к нему начать уже сегодня. Говорят, что смех продлевает жизнь, а улыбка помогает покорять сердца. Сможете ли вы целый день веселиться, шутить и дурачиться? Испытайте себя, и вы ответите на эти вопросы. Но помните, что делать это можно только 1 апреля.
Испытание первое (для 6.00).
Встаньте пораньше и попытайтесь улыбнуться своему отражению в зеркале. Если вы себя узнали, переходите ко второму испытанию, если нет – повторите первое.
Испытание второе (для 7.00).
Подумайте о чем-то приятном! Если ваше приятное не грозит кому-нибудь чем-нибудь неприятным, то смело можете позавтракать. Пища будет усвоена правильно и пойдет на благо.
Испытание третье (для 8.00).
Весело возьмите сумки с проверенными прошлой ночью тетрадями и бегом на работу. Если первый дубль не удался, повторить до полного совершенства.
Испытание четвертое (для 10.00).
Срочно пошутите! Уже пошло десять часов Дня юмора и смеха. Если вокруг смеются, приступайте к пятому испытанию.
Испытание пятое (для 11.00).
Обьяснитесь в любви своему директору (завучу, коллеге и т.д.). Главное – самому поверить в то, что вы говорите. Если у вас получилось, попросите надбавки к зарплате, если нет – повторите все еще раз.
Испытание шестое (для 13.00).
Необходимо найти друга и разделить с ним обед. Что труднее – решать вам.
Испытание седьмое (для 14.00).
Если после вкусного обеда вам приснится Архимед, значит, вы заснули на уроке. Попытайтесь это как-то обыграть.
Испытание восьмое (для 15.00).
Теперь ваш путь лежит туда, где давно не ступала нога педагога: в бухгалтерию. Вас манят забытые сокровища. Разделите найденное по-братски. Если вы решили, что “чем больше отдаешь – тем больше имеешь”, пропуская девятое испытание, переместитесь на десятое. В противном случае вернитесь назад к испытанию #6.
Испытание девятое (для 18.00).
Не включайте сегодня телевизор! Собрав в кулак всю силу воли, попробуйте проверить тетради и при этом не ставить двоек.
Испытание десятое (для 19.00).
Обнаружьте врага и накормите его своим очень вкусным ужином! При потере врага и приобретении друга переходите к одиннадцатому.
Испытание одиннадцатое (для 23.00).
Спойте хотя бы три песни громким дружным хором со своими новыми друзьями или домашними. При аплодисментах соседей вернитесь на десятое, при другой ситуации вас ждет двенадцатое испытание.
Испытание двенадцатое (для 24.00).
Вспомните все, что было сегодня, и расскажите подробно на улице первому встречному. Вот смеху-то будет!
Вы еще не готовы на все двенадцать испытаний, но очень хотите удивить своих коллег или учеников? Тогда попробуйте следующее.
– Соберите детские фотографии учителей и сделайте веселую газету, предложив и педагогам, и ребятам узнать, кто изображен. То же самое можно проделать и с детскими фотографиями учеников.
– 1 апреля проведите конкурс карикатур, анекдотов, смешных высказываний на уроках или в сочинениях и так далее. А призы спрячьте и придумайте к ним длинный путь с трудными, но смешными заданиями.
– Сделайте большую красочную газету с рубриками “Нарочно не придумаешь” (веселые случаи на уроках); “Нарочно не напишешь” (веселые строчки из тетрадей или записочек); “Нарочно не нарисуешь” (веселые рисунки в тетрадях).
Это только часть забавных развлечений, которые можно устроить и для себя, и для окружающих. Помните: ваша фантазия беспредельна. А в заключение предлагаю кое-что из личного архива.
Задачи на повторение к параграфу 7 “Г” из первоапрельского учебника, предложенные ученикам на классном часе.
#1
Алексей прогулял 57 уроков за III четверть, а Наталья – на 14 уроков меньше. Сколько прогулял Антон, если они все вместе прогуляли 228 уроков из 310?
#2
Юра и Дима на завтрак купили себе по 4 пирожка с капустой. Юра сьел их за 4 минуты, а Дима ел каждый пирожок на 1 минуту медленнее Юры. Сколько минут Юра будет завидовать Диме, сглатывая слюну?
Правильно решенные задачи оцениваются пятеркой по алгебре.
Светлана КАЗЕНОВА
P.S.
Групповоды и благовоспитанные надзиратели
Групповоды и благовоспитанные надзиратели
Кто же все-таки должен заниматься воспитанием детей?
В отечественном образовании на протяжении последних двух столетий практиковались различные подходы к вопросу: “Кто же все-таки в учебном заведении должен заниматься воспитанием детей?”
В начале девятнадцатого века функции обучения и воспитания достаточно строго разделялись. В 1813 году Министерством просвещения был издан циркуляр “Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах”. Эти педагоги не расставались со своими питомцами (на одного надзирателя приходилось пятнадцать воспитанников) в течение суток, присутствовали на занятиях, помогали делать уроки, организовывали досуг, следили за чистотой в комнатах. Но их “главная обязанность состояла во всяческом направлении нравов и свойств детей к образованию истинных и полезных сынов Отечества”.
В комнатные надзиратели “избирались люди благовоспитанные, имеющие свидетельство в надежной нравственности и хорошем поведении и свободно обьясняющиеся на французском”.
В 1835 году вводится новая должность “классных надзирателей”. В их обязанности входило наблюдение за поведением учащихся в классе и вне его (на улицах, в театрах, на частных квартирах). Эти педагоги должны были иметь образование на уровне уездного училища, что, конечно, ставило их на порядок ниже комнатных надзирателей – людей достаточно образованных. Неудивительно, что классные надзиратели-недоучки, мало получавшие за свой неблагодарный труд, являлись наиболее нелюбимой и неавторитетной фигурой в учебном заведении.
На волне реформ шестидесятых годов согласно уставу 1871 года вводится институт классных наставников. Они так же, как и нынешние классные руководители, назначались по одному на класс, так же имели нагрузку 18 часов в неделю, причем обязательно в своем классе.
Так был сделан решительный шаг к установлению единства обучения и воспитания. В циркуляре Министерства просвещения подчеркивалось, что от наставников “следует требовать как можно меньше формальностей – главное, чтобы они содействовали умственному и нравственному преуспеванию своих питомцев”. Отмечалось, что такие педагоги завоюют любовь и доверие учащихся, “если будут постоянно руководствоваться непритворным желанием приносить истинную пользу, не щадя трудов своих, и помнить, что дети любят наставников строгих, но доброжелательных и справедливых”.
Классных наставников уважали и любили. Кстати, директор и инспектор (завуч) гимназии также были обязаны выступать в этой роли. В начале XX века наставникам была установлена достаточно высокая надбавка к учительскому окладу. Если они работали с двумя классами – 100%, с одним – 50%.
В женских гимназиях функции наставников выполняли классные дамы. Если они имели среднее образование, то могли также и преподавать, но таких было мало, и поэтому их задачи сводились в основном к надзору за ученицами.
После Октябрьской революции должности классных наставников и дам упразднили и предприняли попытку органично соединить обучение и воспитание. Все учителя должны были работать со всем детским коллективом, обязательно участвовать в общественно полезной деятельности, политических кампаниях, организовывать общешкольные праздники и т.п. В тех немногих школах-коммунах, трудовых колониях, где собирались педагоги – подвижники, яркие творческие личности, такой подход вполне себя оправдывал (достаточно вспомнить коллективы, возглавляемые И.В.Иониным, А.С.Макаренко, М.М.Пистраком, С.Т.Шацким). Но в массовой школе получалось что-то одно: или упор делался на общественно-политическое воспитание (тогда западала учеба), или происходило наоборот, и страдало воспитание.
С 1931 года вводится должность групповода, а затем с 1934 года и классного руководителя. Интересно, что вначале попробовали установить эту должность как освобожденную от преподавания (по одному на параллель), но затем пришли к знакомому нам варианту.
На протяжении последующих десятилетий основные задачи классного руководителя мало менялись, лишь постоянно возрастали его обязанности, достигая практически непосильных пределов. Естественно, это почти никак не стимулировалось материально. В семидесятые-восьмидесятые годы классные руководители получали сакраментальную доплату в десять рублей. Формально эти деньги им полагались лишь за проведение еженедельных классных часов (примерно урок тогда так и стоил – два-два с половиной рубля), но на деле с “десятирублевых педагогов” спрашивали за все.
Разумеется, немало классных руководителей, не считаясь ни с чем, действительно “отдавали свое сердце детям”. Но находились и те, кто на обвинения директора или родителей в том, что они мало уделяют внимания своему классу, приводили нехитрые арифметические выкладки, согласно которым в день за воспитание каждого ученика им платили… по копейке. Вот на эту-то “сумму” они, мол, как раз и работают.
Теперь переберемся из прошлого в современность.
С конца восьмидесятых годов предпринимается перспективная попытка (прежде всего силами научной группы О.С.Газмана) вновь вернуться к введению в школах должности “освобожденного классного руководителя”, возродив тем самым былых “наставников и дам”. И там, где позволяют средства, получаются неплохие результаты, значительно усиливается работа с “трудными детьми”. В коллективах даже создаются кафедры, обьединяющие таких педагогов.
Но в массовой практике фигура классного руководителя пока, к сожалению, не претерпела каких-либо изменений.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук
Комментарии