search
main
0

Улусы в эфире, или Почему не доходят до школ высокие резолюции во благо образования

В этом году августовский педсовет в Якутии оказался совсем непохожим на предыдущие съезды. Непосредственно традиционное учительское совещание продлилось один день и было посвящено проблеме непрерывного образования.

На июньской выездной коллегии Министерства образования России, которая прошла в Якутске, Республика Саха была включена в число регионов, где с нового учебного года начался эксперимент. Чем же он “грозит” якутским ученикам? Например, введением единого экзамена, который будет засчитываться и как выпускной, и как вступительный в вуз; переходом в числе первых в России на 12-летнее обучение. Правда, и здесь нововведения коснутся пока не всех школ. На первых порах в эксперименте будут участвовать в основном лучшие учебные заведения – гимназии, лицеи, профильные школы. И это не случайно, ведь ответственность ляжет на них большая, а начинать придется с нуля. Неизвестно пока, как будет организован единый экзамен, в какой форме пройдет, какова будет система оценки. Вопросов больше, чем ответов, подумать есть над чем. А кроме этого, есть и свои, республиканские больные места. Чиновники из республиканского Министерства образования накануне совещания сделали для себя неприятное открытие: оказывается, большинство принятых за последнее время резолюций, напрямую касающихся усовершенствования системы образования, так и не были выполнены, зачастую они просто не дошли до школ! Кто виноват? Управленцы, сидящие на местах. Ну а кроме этой “неожиданной” проблемы, как всегда, оказалось достаточно более прозаичных. Например, отсутствие необходимых региональных учебников в электронном виде, а в них в якутских школах уже давно есть большая потребность; нехватка кадров, особенно в Арктике, на селе, социальная “забытость” учителей. Зато их не забывают удивить чем-нибудь новеньким в профессиональном плане. С нового учебного года решено активнее привлекать педагогов к научно-исследовательской работе (теперь они не должны отставать от многих своих учеников) и вообще шире использовать их потенциальные возможности (возможно, в этом помогут новые конкурсы по типу “Учитель года” – “Директор года”, “Молодой учитель года”, “Педагог-исследователь года” и т.д.). И еще был один вопрос, ранее никогда не обсуждавшийся, – попечительские советы при школах. Правда, о них завели разговор немного раньше.

Неофициально августовский педсовет начался, когда педагогов и общественность созвал в столицу президент республики Михаил Николаев. Темой разговора стали попечительские советы – дело новое и не во всем понятное пока для многих. Согласно июньскому указу якутского президента такие органы общественного самоуправления должны быть созданы при каждом учебном заведении до 1 ноября. На встречу были приглашены крупнейшие предприятия и компании республики, известные далеко за ее пределами, наконец, просто уважаемые люди, кто по доброй воле задолго до указа начал помогать образованию.

Первой “удочкой”, которую забросили участники встречи, стало обращение к населению республики с призывом о создании и развитии института попечительства и меценатства. В тот же день была создана Ассоциация попечительских советов Республики Саха представлять общие интересы в государственных органах, международных организациях и вообще оказывать им организационную помощь самого разного рода.

Другая возможность обсудить проблемы образования и воспитания представилась всем желающим на общегражданской конференции “Ребенок на стыке эпох”. Прямой телеэфир подключил к обсуждению несколько улусов республики. Любой желающий телезритель мог задать вопросы по телефону и тут же получить ответ из уст министра образования республики Евгении Михайловой. Однако ничего нового для себя участники конференции открыть не смогли. Проблемы известны всем и давно: несовершенство и невыполнение законов, слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования, детские наркомания и алкоголизм – продолжать можно довольно долго, и никто этому “букету” уже не удивляется. Единственное, к чему все-таки склонились участники форума, – это довлеющая роль родителей, семьи в воспитании ребенка. Прописная, в общем-то, истина, но почему-то все равно слабо верится, что ее оценят и поймут именно в тех семьях, которые имелись в виду. Что делать? Вопрос так и остался вопрошать. Хотя на бумаге все просто здорово: уже разработан проект концепции и программы воспитания детей и молодежи Республики Саха. Сейчас он находится на рассмотрении республиканского правительства.

Ольга СЛЕПЦОВА

Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте