Тема «Проблема формирования бесконфликтного поведения». Занятие для учителей
Цели: после занятия участники смогут
объяснить термин «конфликт»;
назвать причины возникновения конфликтов и способы их разрешения;
провести занятие со школьниками, используя предложенные технологии предупреждения и преодоления конфликта;
продолжить формирование толерантности у себя и окружающих людей.
Ход занятия
1-й этап
Вводное слово ведущего
Во всех концах земли люди ссорятся, враждуют друг с другом, портят жизнь и себе, и окружающим, иногда ссора между людьми становится причиной новой войны. Очень распространенным в нашей жизни становится понятие «конфликт». Во второй половине ХХ века появляется целая наука – конфликтология, занимающаяся поиском возможностей решения проблем и противоречий, возникающих между людьми, без использования насилия. Изучать конфликты необходимо, чтобы жизнь была более успешной во взаимоотношениях с другими людьми. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка (conflictus) означает столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. Конфликт характеризуется накалом страстей, всплеском эмоций, зачастую неуправляемостью поведения его участников. Конфликт приобретает яркие, зримые формы, а противоборствующие стороны обнаруживают свои явные позиции. Каждый из нас встречался в своей жизни с этим явлением и может рассказать о своем отношении к конфликту. Выскажите его, продолжив фразу: «Я не боюсь конфликтов, потому что…», «Я боюсь конфликтов, потому что…». Сегодня мы постараемся познакомиться с понятием «конфликт», причинами, по которым он возникает, и основными способами разрешения конфликта. В конце занятия мы вернемся к этой фразе, и, возможно, наше отношение к конфликту изменится. Необходимо вспомнить основные правила работы в группе, чтобы результат был более эффективным.
2-й этап
Игра «Аукцион». Всем участникам предлагается назвать понятия, связанные с термином «конфликт».
Побеждает участник, последним назвавший понятие:
противоречие;
противоположность;
автономность;
индивидуальность;
интерес и др.
Работа в группах. Каждой группе необходимо придумать несколько вариантов окончания фразы: «Конфликты в нашей жизни – это…». Окончания фразы могут состоять из одного или нескольких слов, но предложение должно иметь смысл. Каждая группа получает листы бумаги и фломастеры. Придуманные формулировки можно сопроводить рисунками. Время для выполнения – 10-15 минут. После выполнения задания предлагается разделить придуманные определения на положительные и отрицательные. Группы зачитывают определения вслух для всех и поясняют их, если возникают вопросы, отвечают на них. Ведущий подводит присутствующих к мысли, что может быть много определений одного и того же явления. И эти понятия не противоречат, а дополняют друг друга. Знакомясь с положительными сторонами конфликта, некоторые участники смогут отказаться от традиционного отрицательного отношения к конфликту. Можно познакомиться с данным явлением, используя методику «Подбери слово». Каждая группа должна подобрать несколько слов, которые так же, как и слово «конфликт», начинаются со слога «кон» (контакт, конгресс, контроль, конфетка…). Необходимо попытаться найти то общее, что связывает их с понятием «конфликт», и в чем разница. Обсуждение результатов работы и фиксация наиболее интересных мыслей при выполнении этих заданий могут стать хорошими подсказками для проведения дискуссии в классе.
3-й этап
Как известно, конфликты возникают среди людей. Почему же одни люди ругаются и конфликтуют часто, а другие нет? Это зависит от качеств личности и его характера. Каждый человек обладает положительными и отрицательными качествами, которые помогают и мешают ему во взаимоотношениях с другими людьми.
Групповая работа «Портрет». На столах листы ватмана, на которых схематично нарисован человек. Каждая группа должна написать перечень положительных и отрицательных качеств личности, влияющих на общение и отношения между людьми: положительные качества в области головы, отрицательные – в области живота. Результаты работы помещают на стене, представители сообщают о результатах работы.
4-й этап
Групповая работа «Причины конфликтов». Группы обмениваются своими «портретами». Каждая группа, глядя на новый «портрет», должна записать на листе ватмана причины конфликтов, возникающих у этого «человека». Группа представляет результаты своей работы.
5-й этап
1. Групповая работа «Способы преодоления конфликтов». Конфликтов серьезных не так уж и много. Есть бесконфликтные люди, которые умеют предвидеть последствия и снимать конфликты, когда они еще только зарождаются. Но если конфликт возник, как быть?
Каждая группа получает карточки с текстом способов разрешения конфликтов.
Юмор.
«Психологическое поглаживание» – учет особенностей темперамента и характера.
Компромисс – нахождение решения, устраивающего обе стороны. Образцовый вид способа разрешения конфликта.
Анализ ситуации – «Давай поговорим». Необходимо: нейтральная территория, продуманные логические вопросы. Полная доверительность, состояние психологического равновесия. Самый простой способ, но не значит, что он разрешит конфликт.
Третейский суд – обе стороны называют лицо, которому доверяют и которое заслуживает безоговорочного признания, к которому обращаются с просьбой принять решение, – его решение считается окончательным. Очень красивый способ разрешения.
Ультиматум – категоричное объявление своего решения.
Подавление – в экстремальных ситуациях.
Разрыв связи – крайняя мера.
Задание: расположить способы разрешения конфликтов по усилению и психологическому напряжению. (Юмор – «Психологическое поглаживание» – компромисс – анализ ситуации – третейский суд – ультиматум – разрыв связи). Первые два считаются безупречными.
2. «Оденем человека». Группе предлагается отобрать три самых действенных способа разрешения конфликтов и записать их на одежде для «человека»: «штанах», «футболках», «платье». Одежда вывешивается на обозрение.
6-й этап
Круговая беседа: ведущий зачитывает предложенные способы решения конфликтов. Участники стараются определить самые щадящие из них для обеих конфликтующих сторон. Приходят к выводу, что в разрешении конфликтов важно учесть интересы другого. Принять интересы другого, сопрягать свои интересы с интересами другого, тем самым обогащая себя, свое собственное «Я».
В завершение занятия предлагается продолжить фразу: «Я не боюсь конфликтов, потому что…», «Я боюсь конфликтов, потому что…».
Лариса ЛУПОЯДОВА, кандидат исторических наук, Брянск
Комментарии