Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести.
Денис Габор, нобелевский лауреат
Человечеству всегда был присущ интерес к будущему. Мантика Древнего мира сменилась научно обоснованной прогностикой современности, в которой динамика развития искусственного интеллекта, Интернета, роботизации идет столь быстрыми темпами, что фантасмагория будущего буквально на глазах превращается в реальность. Потому ответ на вопрос «Как будет выглядеть будущее?» интересует не только футурологов, но и специалистов разных областей науки.
Прогнозирование и формирование новых горизонтов требует специального инструментария. В качестве технологии, конституирующей практику работы с будущим, выступает форсайт (от англ. foresight – «взгляд в будущее»). Данный термин впервые был использован в 1950‑х годах для определения перспективных военных технологий. В 80‑е годы форсайт расширяет свои границы и начинает широко использоваться для прогнозирования приоритетных направлений социального и культурного развития.
Существуют различные методологические основания форсайта. В рассматриваемой публикации примем за основу философские концепции времени, которые обусловили деятельный характер будущего и возможность конструировать будущее в настоящем. Обозначенная методологическая основа определила выбор конкретных практик работы с будущим.
Первая из них – это проектирование. Оно предполагает оформление образа будущего в овеществленной форме. Важно, что прежде, чем образ будущего будет воплощен в материале, его можно преобразовывать, перестраивать, производить над ним эксперименты.
Второй тип практики работы с будущим – это прогнозирование. Оно с определенной долей вероятности позволяет определить будущее посредством пролонгации тенденций, выделенных на основе анализа состояний системы в прошлом и настоящем.
Актуальность наличия у человека умения формулировать обоснованное видение будущего оставляет открытым вопрос: кого и как учить форсайту? Наш опыт работы над экспериментальным педагогическим проектом «Развивающий инжиниринг для малышей» показал, что обучение форсайт-технологиям целесообразно начинать уже на дошкольном уровне школьного образования.
Обучение дошкольников форсайту мы связали с превращением уже существующих, издавна привычных детям вещей в волшебные. Чтобы сделать предмет волшебным, необходимо «создать эффект технологического волшебства и обеспечить возможность взаимодействия ребенка с волшебным объектом – от наращивания прикладного функционала и заканчивая созданием собственной истории волшебного предмета». Для этого мы погружали детей в эпоху того или иного научного изобретения, рассказывали о прошлом, учили критически оценивали день сегодняшний, фантазировали о будущем.
Данная идея успешно реализована в проекте «Уличное освещение Москвы: вчера, сегодня, завтра» и представлена на конкурсе «Я – исследователь» воспитанниками школы №1678 «Восточное Дегунино». Руководителями проекта выступили авторы данной статьи.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов. На первом этапе наши воспитанники провели ряд исследований, продемонстрировавших необходимость поиска «волшебного» фонаря. На примере литературных произведений дошкольники узнали интересные факты из истории уличного освещения. Беседы по теме «Факел – свеча – лампа» познакомили детей с первым изобретателем электрической лампочки – российским инженером Александром Лодыгиным.
Просмотр фильма «Фонари Москвы» мы совмещали с тематическими играми «История превращения волшебной лампы: от масляной до газовой» и «Инженер – профессия будущего». Такой интегративный подход позволил дошкольникам научиться конструировать и проектировать по собственным чертежам авторские фонари будущего, а также ознакомить детей с профессиями инженера-чертежника, проектировщика, конструктора, электрика.
Желание детей придумать собственную историю развития уличного фонаря обусловило необходимость анализа большого объема эмпирических данных с использованием форсайт-технологий. Обучение прогнозированию мы проводили в форме сравнительных таблиц. Основная идея, заложенная в таблице 1, состоит в том, что конструирование фонаря будущего предполагает прослеживание устойчивых тенденций в истории данного «волшебного предмета» (они отмечены знаком «+»). Определение вероятного будущего осуществлялось через продолжение во времени установленных тенденций в изменении различных характеристик уличного фонаря.
Прослеживаются и изменения в функциональном назначении уличных фонарей. Так, в прошлом фонари использовали сугубо для освещения. В настоящем же стал важен еще и продуманный дизайн, который дополняет образ города. Есть смысл предположить, что подобные тенденции будут актуальны и в будущем.
Проведенные детьми исследования показали, что человек стремится не только увеличить силу света уличного фонаря, но и сделать его экономичным. Дети предположили, что совместить эти два инженерных решения смогут «умные» технологии.
Фонарь-робот будет предназначен для установки на территории детского сада, детских парков. Он, по мнению детей, сможет определять настроение ребенка и при необходимости сможет его улучшить.
Дети придумали и лечебный фонарь, который через компьютер может быть соединен с сердцем человека. И если в организме будут сбои, фонарь начнет об этом сигнализировать врачу. Такой «умный» фонарь позволит предотвратить многие болезни человека на их начальной стадии.
По мнению наших воспитанников, скоро будут установлены и межгалактические фонари. Они позволят собирать и передавать ученым важную информацию из космического пространства.
Необходимо отметить и неформальные результаты данного проекта. Они представлены очевидными ментальными сдвигами у детей, вовлеченных в процесс форсайта. Осознавая, что будущее нельзя предсказать достоверно, мы все же видим необходимость расширения границ человеческого мышления ребенка в отношении будущего и возможности действия в нем, пусть пока только на примере «волшебных» предметов.
Светлана КАМИНА, Армине САРГСЯН, воспитатели школы №1678 «Восточное Дегунино»
Комментарии