У каждого из нас были (и есть) мечты, хотя бы одна. Другое дело, что реализация их далеко не всегда возможна, но попробовать стоит. Об этом и аниме-фильм «Ее заветное желание» – полнометражная лента японского режиссера Тамуры Котаро, премьера которой состоялась на Международном кинофестивале в Пусане.
Мечтает и юная Жозе – девушка в инвалидном кресле. Живет она с бабушкой, кроме книг, представления об окружающей действительности почти не имеет (за исключением редких прогулок, которых так боится бабушка). Во сне же она видит себя Русалочкой: сказка великого датчанина подходит жизненной ситуации Жозе, любящей произведения Франсуазы Саган. К слову, так звали героиню произведения французской писательницы «Волшебные облака».
У девушки, безусловно, богатый внутренний мир, но практически нет представлений о мире реальном, хотя увидеть ей его очень хочется. Цветущая сакура, дивные аллеи, животные, солнце, поездка на океанское побережье… Что может быть прекраснее? Претворить в жизнь желания ей поможет студент-океанолог Цунэо Судзукава. Он мечтает отправиться в Мексику и увидеть таких рыб, которые встречаются только там. Для поездки нужны деньги. Цунэо Судзукава работы не боится, имея одну, ищет другую, в результате по воле случая оказывается в доме Жозе и ее бабушки. Помощник им просто необходим, а бабушки скоро не станет – она уйдет в мир иной, и Жозе придется научиться жить самостоятельно.
Царство океана и рыб связало двух так не похожих друг на друга людей. Любая работа не сахар, а Цунэо пришлось приложить немало усилий, прежде чем усмирить Жозе. Характер у девушки не из легких, что и понятно. Жозе – барышня книжная, друзьями обделенная, однако с талантом – она умеет рисовать. Чем не работа для Жозе? Однако для того, чтобы ее получить (хотя бы в перспективе), Жозе необходимо изменить себя, преобразить. В начале истории она девушка-ежик с колючими иголками, с ней непросто не то что дружить, а выстроить отношения, коммуникацию. В конечном итоге Цунэо это удается, ибо он юноша целеустремленный, но не лишенный романтики. Он открывает Жозе мир – девушка видит город, в котором она живет, зоопарк, водные просторы, оказывается в библиотеке. Там, в книжном хранилище и культурном центре, Жозе пройдет свой первый большой опыт социализации – она будет читать вслух детям сказки, поначалу получаться у нее это будет не совсем хорошо, но потом она привыкнет, преодолеет страх перед публикой.
Цунэо открывает Жозе любовь, наконец. Постепенно, от шага к шагу после сомнений, переживаний, женской ревности строптивости у милой Жозе поубавится, ибо перед зрителем неизбывный классический сюжет незабвенного Шекспира, правда, осовремененный с учетом реалий ХХI века, с правдивостью, связанной с инклюзией. Любовь в этой жизни не только волшебство, а часто мука, испытание, а творчеству страдание, увы, необходимо. Иначе не получится писать стихи, рисовать, иллюстрировать любимые сказки талантливо, отдаваясь им душой и сердцем.
На первый взгляд сюжет прост и даже банален. Видели мы такое уже не раз: друг спас друга. В фильме Жозе и вправду окажет поддержку Цунэо, когда тот окажется на больничной койке с перспективой не встать вновь на ноги. И все же Цунэо выздоровеет. «Сказка», – скажет дотошный зритель, повидавший уже дюжину таких картин. Все уже снято, поставлено, сказано, написано. Да, сказка. Сказка, счастливый конец которой в реальной жизни случается ох как нечасто. Практически никогда не случается. И все же сказки необходимы как детям, так и взрослым. Они позволяют нам, взрослым, погрязшим в заботах и неурядицах, оставаться в душе детьми и идти за мечтой, даже если это очень сложно, а где-то и почти невозможно.
Мечта дает нам силы жить, открывать то, что было сокрыто от наших глаз, – красоту мира: «За каких-то полчаса Жозе увидела, как ослепительно яркое солнце начало краснеть, быстро спускаться к горизонту и вовсе исчезло, и вечерние тени, казалось, накинулись на воздушный корабль; они неслись под иллюминатором в виде синих, лиловых, наконец, черных облаков, и не успела она оглянуться, как наступила ночь. Ей захотелось тогда искупаться в этом море облаков, окунуться в состоящий из воздуха, воды и ветра океан, который, чудилось, будет мягко и нежно, словно воспоминания детства, обволакивать ее кожу».
В «Волшебных облаках» Франсуазы Саган есть такие слова: «Я не верю в никчемность человека. Не выношу подобной философии. Безнадежных людей не бывает. Я считаю, что каждый пишет картину своей жизни раз и навсегда, уверенной рукой, широкими, свободными мазками. Я не понимаю, что такое серость бытия. Скука, любовь, уныние или лень – все человеческое для меня наполнено поэзией. Короче… Короче, я не верю, что мы некое темное племя. Мы скорее животные, наделенные разумом и поэтической душой».
Тигр, рыбки, фламинго появляются то тут, то там – метафоры жизнестойкости, красоты. Возможно, Жозе олицетворяет себя с ними, прекрасная Русалочка, как мы помним, обладала рыбьим хвостом… Есть некоторая недосказанность в характере Жозе, в ее нездешности и сказочности. Все же девушка соткана из книг и умения рисовать, стало быть, воображение работает прекрасно. Жозе же еще любит и мечтает увидеть океан – символ свободы и простора. Все это так созвучно ее жизни и ее ситуации – человек, прикованный к инвалидному креслу, мечтает о свободе передвижения в прямом смысле.
Комментарии