Шесть лет назад директором Артемовской коррекционной школы-интерната для сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, назначили Светлану Николаевну Павленко. Эта школа давно вызывала тревогу у руководителей образования Приморского края. Родители воспитанников писали жалобы во многие организации региона и даже в Москву: «Детьми никто не занимается. Они живут сами по себе, плохо ведут себя, дерутся, бродяжничают, воруют…» Когда Светлане Николаевне предложили эту школу, то ободрили: «Именно вы наведете порядок, поможете школе стать добрым, теплым домом для детей».
Свой первый день директорства Светлана Николаевна запомнила навсегда. Холодный, ветреный. И она по пути с беспокойством думала: «Достаточно ли тепло одеты ребятишки, достаточно ли топят в помещениях?» Подходя к школе, заметила, что на крыльце стоят подростки с сигаретами и бутылками пива и смотрят на нее колюче, даже враждебно. Светлана Николаевна сначала немного растерялась, но быстро взяла себя в руки. Она поздоровалась с ними, вошла в здание, а сердце у нее защемило. Изо всех углов на нее смотрело неблагополучие…
Дети не ждали от нового директора ничего хорошего. Они привыкли слышать от взрослых постоянные замечания, понукания и окрики. Но ничего подобного не случилось. Сама директор по-доброму, ласково говорила то с одним, то с другим воспитанником. Кого-то, совсем потерянного и слабого, старалась приласкать, даже по-матерински погладить по голове. Но ребята дичились, не сразу приняли такое доброе отношение, потому что к нему не привыкли. Однако лед быстро таял, детские сердца дрогнули и стали отзываться. Первыми, конечно, освоились самые младшие.
Со старшими были, казалось, непреодолимые трудности. И курить подростки продолжали не только в коридоре, но и в своих комнатах. Многие из них по ночам по укоренившейся привычке бросались в бега. Светлане Николаевне приходилось вместе со своими мужем и сыном ходить по ночному городу и отлавливать беглецов. Их не ругали, просили по-хорошему вернуться в свой дом, не подвергать себя опасности. Постепенно ночные путешествия прекратились. Ребята поняли, что там, на ночных улицах, их никто не ждет, одна неприкаянность и бесприютность, а в интернате жизнь становится все интереснее и привлекательнее. Они уже почувствовали, что их дом становится для них родным, их там ждут, заботятся о них. Особенно директор и ее семья – сын и дочь Светланы Николаевны стали своими для 130 мальчишек и девчонок.
Светлана Николаевна уже в первый год работы в интернате, когда повезла детей в лагерь на море, была абсолютно спокойна, верила: ни у кого из ее воспитанников даже и мысли не возникнет, чтобы куда-то убежать.
Прошло шесть лет… Теперь воспитанники Артемовской коррекционной школы-интерната совсем не похожи на тех сорванцов, какими были несколько лет назад здешние ребята, не умевшие даже улыбаться. Нынешние дети подтянутые, аккуратно одетые, на их лицах светятся улыбки, в комнатах слышится смех. Когда-то грязные, разрисованные стены в коридорах, классах тоже преобразились. Их отремонтировали, покрасили, появились подаренные шефами картины и многочисленные детские рисунки, привлекательные и по сюжету, и по умелому исполнению. «Какие талантливые у вас ребята растут!» – часто говорят гости. Работники местного отдела образования отмечают: «Ваши дети из диких превратились в милых, опрятных мальчиков и девочек, как будто они всегда были такими». Навсегда покончено с курением и пивом, с грубостью и драками.
Ребята Светлану Николаевну называют «наша мама». Но одной заботы мало, считает Светлана Николаевна. Нужно сделать так, чтобы у детей были интересные занятия, дела, которые их радовали бы, к которым они тянулись, которые приносили пользу и им самим, и окружающим. В этом своего руководителя поддерживает весь коллектив педагогов, который она подобрала. Были разработаны особые программы воспитания. Всех детей распределили по группам – их назвали классами по интересам: спортивно-рыболовный, авиамоторный, музыкальный, танцевальный, класс казачат.
Мальчики и девочки, которые раньше не умели ни пуговицы пришить, ни чай заварить, многое научились делать своими руками: шить, в том числе и костюмы для выступлений, изготовлять игрушки из глины, варить домашнее мыло.
В танцевальном классе тоже полно желающих. В коррекционной школе к этому относятся серьезно, тем более что танцы лечат, многие воспитанники нуждаются в укреплении здоровья. Ребята по-настоящему увлеклись танцевальным искусством. Даже педагогически запущенные драчуны, увлекшись танцами, меняются, лучше учатся, активно выступают на концертах и конкурсах.
Те, кто записался в класс казачат, под руководством добровольных воспитателей-казаков постигают традиции, историю казачества, а главное – получают навыки и умения, очень важные для них в будущем.
Над классом авиаторов шефствуют работники ОАО «Международный аэропорт Владивосток», приезжают к ним на праздники с подарками, устраивают для них экскурсии в аэропорт. Но не только – помогают и оборудованием, и ремонтом, оснастили гончарную студию.
Каждое лето по почину Светланы Николаевны ребята выезжают в спортивно-рыболовный лагерь. Под руководством тренера мальчики и девочки с удовольствием учатся ловить рыбу, знакомятся с традиционной профессией жителей Приморского края. Подростки научились готовить уху, жарить рыбу и даже коптить ее. И, конечно, в лагере, как положено, с таким же рвением занимаются спортом.
В интернате немало детей с ограниченными возможностями здоровья. Им уделяется особое внимание, проводятся коррекционные курсы, включающие ЛФК, ритмику, упражнения по развитию мимики и пантомимики, осязания и мелкой моторики и другие занятия в зависимости от заболевания. Среди детей слабовидящие, больные ДЦП, аутисты. С ними работают хорошие специалисты, волонтеры, общественные организации. Пятилетнему Кириллу был поставлен диагноз – аутист. Мальчик общению со сверстниками предпочитал одиночество. И вот его маме подсказали, что сыну может помочь общение с собакой, так называемая канистерапия. Психолог Светлана Данченко согласилась заниматься с Кириллом. Она привела в свой кабинет канистерапии собственную собаку по кличке Макс, которая прошла предварительную дрессировку. Занятия с такими детьми, как Кирилл, требуют высокого профессионализма и от психолога, и от его четвероногого помощника. Психологу помогают волонтеры, проводят занятия, игры с воспитанниками. Кирилл стал общительнее, с охотой начал учиться.
Комментарии