search
main
0

Указы – почтой, процессоры – живьем Учителя считают, что в школах необходимо ввести должность заместителя директора по информатизации

В Воронежской области президентская программа компьютеризации сельских школ оказалась настолько популярна, что местные власти приложили максимум усилий для участия в следующем этапе компьютеризации – городских и поселковых школ. На село в 2001 году прибыл 1351 современный компьютер, а к концу 2002 года в школы Воронежа, городов и поселков области поступило свыше двух тысяч машин да плюс еще принтеры, модемы и мультимедиа-проекторы (последние для школ, где более 800 учеников).
Кроме этого, в каждую из городских и поселковых школ ожидаются спецкомплекты лицензионных дисков с обучающими программами, справочниками и т.д. О том, как финансировалась программа компьютеризации городских и поселковых школ, мне рассказали председатель комитета образования города Воронежа Алексей Фактор и его заместитель Константин Викторов.
– Войти в федеральную программу было очень сложно. Во многом это удалось благодаря настойчивой позиции начальника Главного управления образования администрации области Якова Львовича, а также пониманию со стороны мэра Воронежа и губернатора области. Общее финансирование программы составило 50 миллионов рублей, из них 20 миллионов – средства федерального бюджета, 15 – областного и еще 15 – из муниципальных бюджетов. Воронеж для осуществления программы компьютеризации городских школ выделил 10,5 миллиона рублей.
К словам моих собеседников могу добавить, что далеко не все муниципальные образования – города и районы Воронежской области – столь же трепетно отнеслись к участию в программе “Городской компьютер”. По данным областного управления образования, некоторые районы “саботировали перечисление финансовых средств”, поэтому из облбюджета пришлось дополнительно выделить 2,4 миллиона рублей. Что же касается Воронежа, он не ограничился участием только в этой программе. Алексей Фактор говорит, что, когда он около двух лет назад пришел работать на должность руководителя городского образования, главными были три идеи: во-первых, информатизация, во-вторых, активное вовлечение в работу молодых директоров школ – руководителей нового типа, а в третьих – децентрализация бухгалтерского учета в учреждениях образования.
Решать первую задачу начали с руководства – школьных директоров и городского комитета образования, в котором к тому времени весь компьютерный “парк” насчитывал одну машину-“двойку”, а интернет был понятием далеким и отвлеченным. Через некоторое время в комитете было уже 10 современных компьютеров, еще столько же купили за счет “внебюджетки”, семь машин подарила фирма “Релод-Воронеж”, а всех чиновников стали активно посылать учиться на курсах в Воронежском региональном центре Федерации Интернет Образования. В городской бюджет 2001 года заложили средства для компьютеризации всей городской системы управления образованием. По этой программе директора воронежских школ вскоре получили 131 суперсовременный компьютер. Подразумевалось, что теперь каждый из директоров сможет без проблем пользоваться электронной почтой, в считанные минуты получая любой документ из комитета образования. И одновременно школы смогут так же по “электронке” отчитываться за выполненную работу и общаться между собой, обмениваясь оперативной информацией. Все вместе это называется безбумажным документооборотом.
Согласитесь, идея очень хорошая, удобная и выгодная. Когда я разговаривала с учителями и директорами воронежских школ, они, что называется, всей душой поддержали борьбу комитета образования “с волокитой и горами бумаг”. А заодно одобрили политику компьютеризации и информатизации, проводимую руководством города и области. Кстати, чтобы организовать встречу с несколькими педагогами из Воронежа и Новохоперска, мне не пришлось специально собирать людей. Достаточно было просто прийти в Воронежский региональный центр Федерации Интернет Образования: здесь учителя есть всегда и в очень большом количестве. Они учатся, осваивают компьютер и интернет. И хотя, как я уже сказала, в целом педагоги одобряют и поддерживают программу информатизации и действия местных управленцев, однако проблем столько, что люди просто теряются – какие решать в первую очередь, а что потом. И кто все это будет делать?! Одним словом, наболело! Людям есть что сказать, и они очень хотят быть услышанными.
Преподаватель Федерации Интернет Образования, учитель информатики 1-й воронежской школы Юлия Дронова:
– Одна из главных проблем вот в чем: технику в школу доставили, но ее дальнейшую материально-техническую поддержку не обеспечили. Кто протянет сеть? Кто установит электрооборудование? Кто починит поломавшийся компьютер? В школе денег на это нет, специалистов тоже нет.
Чуть раньше каждый директор воронежской школы получил современный компьютер для электронного документооборота с комитетом образования. Идея великолепная! Компьютеры очень дорогие, хорошо оснащенные. Но, знаете, как иногда получается: один директор этот компьютер в библиотеку отдал, другой – секретарю, третий – под кровать и спит на нем, боится, что украдут. А электронного документооборота как не было, так и нет. Возможно, не во всех школах так, но подобных случаев очень много! Надо ведь не просто поставить машину, а должен прийти специалист, подключить компьютер к интернету, установить программы, а заодно научить директора или секретаря пользоваться электронной почтой. Если директор – сам информатик, это идеальный вариант, но таких очень мало.
Что же касается новых компьютерных классов, которые нам достались по программе компьютеризации городских школ, – все нормально, получили, установили, спасибо. В нашей школе, например, техника работает уже два месяца. Однако самим подключить интернет достаточно проблемно, это ведь не для одного компьютера, а для класса. Да и вообще вести всю систему учителю информатики тяжело, мы – не системщики. Есть приказ министра образования, кажется, от 13 августа, в котором даны рекомендации, как использовать полученную технику. А также рекомендовано в школах ввести должность зам. директора по информатизации. Хорошая должность, очень своевременная и так необходимая сейчас! Но в приказе написано “рекомендуем”, поэтому штатной единицы под новую должность не выделили и идея провалилась. Но школа сегодня не может обойтись без такого человека.
Поэтому мы просим министра придать этому приказу не рекомендательную, а обязательную форму! Иначе получится, что такую дорогостоящую проблему, как поставка компьютеров, решили, огромные средства затратили, а дальше – все, шагов нет. Те вопросы, которые возникли теперь, школа в одиночку решить не в состоянии.
Еще проблема. На сегодня в связи с информатизацией на учителя информатики ложится огромный груз работы. Технику получи, поставь, запусти, программу продумай, научи учителей в школе. Я, например, в своей школе веду компьютерный ликбез для коллег. Так легче, чем каждому учителю в индивидуальном порядке постоянно объяснять, как набрать текст на компьютере, как выйти в интернет. Я поняла, что мне проще собрать всех в удобное время и рассказать сразу. У нас уже было семь занятий по полтора часа. Учителя тянутся, интерес к компьютеру огромен!
Точно знаю, что очень многие школьные информатики (конечно, речь идет в первую очередь об ответственных, порядочных и безотказных людях) подобно Юлии Семеновне не только ведут свой предмет, но и технику устанавливают, и коллег консультируют, и с учениками после уроков остаются, чтобы те получше узнали компьютер. Что и сколько получают эти учителя за свой труд и резко увеличившиеся в последнее время нагрузки? Как и все – оплату труда по ЕТС, а еще 12 процентов ставки как надбавку за вредность. Если информатик берется обслуживать компьютерный класс, следит за всей сетью и за каждой отдельной машиной, то он еще получает надбавку в размере пяти процентов ставки за каждый обслуживаемый компьютер. Если учесть, что учитель высшей категории имеет полторы тысячи рублей за ставку, то с учетом вредности и второй работы системным администратором на 13 машин он получит прибавку аж в 1155 рублей!
Потому-то и уходят самые умные информатики из школ. Учителя говорят, что сейчас именно в этой специальности самая высокая текучка кадров, уже газеты пестрят объявлениями о приеме на работу учителей информатики. И при всем при этом много просто слабых учителей, ведь им самим сегодня приходится не только учить, но и учиться, переучиваться на ходу. Не каждый справится. Педагоги так говорят: “Если сильных учителей не заинтересовать, то скоро самые умные и квалифицированные уйдут из школы: тяжело, работы очень много, а денег мало”.
А еще жалуются, что подчас централизованная бухгалтерия района доплачивает только 12 процентов “за вредность” или по пять за обслуживание каждого компьютера. Председатель городского комитета образования советует в таком случае обратиться сначала к директору школы: выяснить, все ли бумаги оформлены, действительно ли за вами закреплены компьютерные классы и обслуживание машин – если все правильно, а вам по-прежнему не доплачивают, жалуйтесь в комитет образования.
Сложнее обстоит дело с программой и расчасовкой, отведенной на информатику. В большинстве школ она начинается в 10-м классе, на него и на 11-й по программе дается 136 часов. Со следующего года учителя ожидают изменений, вроде бы информатика будет начинаться с седьмого класса. Однако часов по-прежнему оставят 136. И совершенно непонятно, то ли в старших классах вообще информатику отменят, то ли у других предметов заберут часы, чтобы отдать их информатике… Слухи самые неопределенные, они порождают беспокойство, и совершенно непонятно, кому жаловаться и чего ожидать.
Директорам школ тоже есть что рассказать про компьютеризацию. В чем заключаются трудности, об этом я расспросила Виталия Квашина – директора 67-й, к тому же – информатика.
– Одна из главных проблем сегодня – нужен выделенный и оплаченный канал связи на школу. Я не могу подключить к интернету класс, за это некому платить. В бюджет такие расходы не заложены. То есть деньги надо выделять из внебюджетных фондов. А что это значит? Я должен собирать с родителей? Тогда пусть примут целенаправленное решение, в котором будет сказано, что родители должны платить в год по 500 рублей на обучение своего ребенка. Тогда у директора, который будет на спецсчете хранить эти деньги, появится возможность тратить их на нужды школы – с разрешения родительского комитета. Чтобы все это было законно.
– Когда компьютеры распределяли по школам, собирали ли директоров, озадачили, что и как сделать, чтобы достойно встретить технику?
– Нам сказали примерно так: технику дадут в те школы, где под нее будут оборудованы кабинеты. То есть я должен был поставить решетки на окна, железную дверь и обеспечить сохранность компьютеров. У нас техника заработала на второй день после ее получения, знаю, что у некоторых она до сих пор простаивает без дела.
В 67-й школе теперь два компьютерных класса на 952 ученика. Квашин рассказывает, как буквально по крупицам собирали первый класс, “Корветы” постепенно заменялись “Пентиумами” первого поколения. Из года в год по одному-два появлялось: то кто-нибудь подарит или, смотришь, чей-нибудь папа свой старый компьютер школе отдаст.
– И спасибо, что в этом году я смог поставить целый новый класс! “Корветы” убрал совсем. Теперь у нас в школе седьмые, восьмые и девятые классы занимаются на “Пентиумах” первого поколения, а новые компьютеры отдали старшим, им нужна техника получше. Для начального знакомства с машиной первое поколение очень даже неплохо. Учителя сразу заметили: возросла посещаемость, все мальчишки стремятся в класс, им стало интереснее учиться.
Одна из проблем, о которой говорят все педагоги, – это поставка компьютеров при полном отсутствии мебели для них. Новые машины некуда ставить – старые столы и стулья красоты не прибавляют, да и неудобны. Председатель комитета образования Алексей Фактор просто-таки порадовал новостью: к началу следующего учебного года в новых компьютерных классах будет новая мебель – стол и стул для каждого рабочего места, и все в соответствии с санитарными и эстетическими нормами. В Комитете образования специально делали выставку мебели, а директоров школ приглашали посмотреть, оценить и выбрать наиболее приемлемый по цене и качеству вариант. Всего в школы планируется поставить 1200 комплектов мебели для компьютерных классов.
Алексей Моисеевич поблагодарил директоров воронежских школ за помощь и активное участие в программе компьютеризации городских школ. Ведь мало купить и привезти технику в школы – ее надо разместить и сохранить, что, как показывает практика, не так уж легко.

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте