search
main
0

Уйти, чтобы остаться. Пенсионеру от образования сложно найти себе применение

Пенсия. Кто-то воспринимает ее как значимый возрастной рубеж, по достижении которого можно перейти на содержание государства (размер этого содержания – другая тема), а кому-то совсем не улыбается числить себя в статусе пенсионера и хочется работать, работать и работать. Особенно если силы есть и их достаточно, чтобы справляться со своими должностными обязанностями. Например, с обязанностями руководителя образовательной организации. Но, как известно, есть немало примеров, когда директора-пенсионера «уходят» из школы, поскольку на его должность уже нацелился более молодой и перспективный претендент.

Есть ли для такого пенсионера от образования жизнь после пенсии? Где может быть востребован его жизненный и управленческий опыт? Кому нужны его знания и нужны ли вообще? Об этом мы попросили поразмышлять управленцев разного уровня из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По понятным причинам эксперты пожелали взять псевдонимы.По мнению Галины Ивановой, представителя комитета по образованию одного из районов Ленинградской области, в этой ситуации очень многое зависит от самого человека, то есть от уже бывшего руководителя. Конечно, если человек 30 лет отработал на руководящей должности и привык единолично принимать решения, то ему сложно потом встроиться в систему, которая должна помогать кому-то принимать решения. Это индивидуальная психологическая проблема человека. Что касается управленческого и организационного решения этого вопроса, то сложностей никаких нет. Обычно бывшим руководителям предлагают должности методистов, кадровиков, аналитиков. Как показывает практика, 50% бывших директоров все-таки остаются работать в системе образования на других должностях. Тем более что никто не задается целью вывести человека из системы образования. Другое дело, что кто-то из бывших руководителей соглашается остаться на должности методиста в той же образовательной организации, а через год принимает решение уйти, потому что статус помощника для него неприемлем по психологическим причинам.Впрочем, как считает Галина Петрова, важные для себя решения руководитель должен принимать своевременно. Увы, есть директора, которые до 80 лет никак не могут уйти на пенсию, хотя уже нет ни потенциала, ни сил руководить. Есть и другие примеры, когда люди, проработавшие в руководящем звене эффективно не один десяток лет, добровольно заявляют о своем уходе. В управленческих кругах это называется «ухожу красиво», и, что скрывать, в чиновничьей среде мечтают о том, чтобы эта фраза стала девизом для многих возрастных руководителей.Еще одна представительница комитета по образованию другого района Ленинградской области, Антонина Петрова, так рассказывает о ситуациях, с которыми пришлось столкнуться при уходе директоров школ на пенсию: – Мне всегда казалось, что уходящий директор должен готовить себе преемника, чтобы то, что выпестовано, передать в надежные руки. И я так делала сама, будучи директором школы, потому что было важно, кто придет после тебя. Однако пример последних школ, откуда уходили директора, показал, что руководители не хотят готовить себе смену внутри своей школы, боятся конкуренции и, как правило, редко могут оказать содействие, а чаще вставляют палки в колеса. Новому, молодому директору бывает очень трудно, потому что его не опекают и не помогают, а начинают ограничивать и контролировать. Поэтому многое зависит от личных качеств руководителя и от того, какова причина его ухода с должности. Если директор уходит только потому, что ему  недвусмысленно намекнули о необходимости «подвинуться», и если он при этом остается на другой должности в школе, то не даст работать своему преемнику. Будет инициировать конфликты, скандалы, перетягивать одеяло на себя. Приведу пример. В одной из школ работала очень авторитарная руководитель, держала школу в тонусе, но, когда подошел пенсионный возраст, она была вынуждена уйти, заняв при этом должность председателя профкома в своей школе. Многие ее поступки в этом качестве против нового директора можно было смело назвать неэтичными. С точки зрения директора одной из петербургских школ Ивана Сидорова, пенсионная тема для руководителя действительно очень трудная. Например, амбиции руководящего работника мешают реализовать себя после выхода на заслуженный отдых. Когда отвечаешь за школу или за какое-то направление, то много рычагов, которыми можешь пользоваться. Отсюда идет реализация тех планов, которые задумал, для решения вопросов в любом направлении можно привлечь тех людей, кого считаешь готовыми справиться с ними, и т. д. Но как только ты оказываешься не у дел, эти возможности исчезают, и даже если ты хочешь что-то делать, сама реализация оказывается под вопросом. Если в коллективе все хорошо, то можно там бывать, давать советы, подсказывать, однако решения принимать уже не можешь, и от тебя уже мало что зависит. Для многих бывших директоров это, можно сказать, элемент поражения, как управленческого, так и личного. Что обязательно начинает сказываться на психологическом состоянии человека. Много примеров людей, которые первое время были очень нужны, но потом отошли в сторону, потому что все ждут результатов, какого-то продукта на выходе, а его-то и нет. Поэтому и к человеку потихоньку теряется интерес. Как считает Иван Сидоров, особенно трудно первые 2-3 года после ухода с руководящей должности. Потом можно найти другую нишу, например, заняться общественной работой в районе, в муниципальном округе. Выполняя те или иные общественные поручения, можно реализовать себя в другой управленческой плоскости. Есть много управленцев, которые когда-то руководили школами, комитетами, а затем несколько лет занимали общественно значимые посты. Есть управленцы, которые всегда оставались учителями и могут реализовать себя в этом. Если люди не уходили из практической педагогики, то им даже легче. Хотя, безусловно, есть много бывших руководителей, кому амбиции не позволили смириться с уходом. Некоторые из них уехали на дачи или в другие города.- На самом деле любому пенсионеру независимо от его профессионального статуса нужно заниматься делом, потому что, как бы это помпезно ни звучало, счастье в труде, – уверен Иван Сидоров. – Когда ты думаешь о чем-то, чего-то хочешь, намного легче принять себя в новой социальной роли. Мнения Леонид КОВАЛЕВ, Санкт-Петербург:- Меня «ушли» по сокращению после 60 лет. Теперь сижу дома и работаю: «леплю» презентации, пишу сценарии в стихах, делаю разработки уроков. Если бы я работал сегодня, то не стал бы сутками торчать в Интернете и кого-то виртуально учить. Хватало бы и реальных дел. Иногда от таких же «сидельцев» слышу, что они бы согласились из своей пенсии приплачивать за право быть рядом с людьми на работе, а не сидеть забытыми в четырех стенах. Инесса КОМАРОВА, Ленинградская область: – В нашей стране система работы с молодыми пенсионерами вообще не продумана. У нас нет возможностей для дальнейшего обучения по интересам. Например, в США пенсионеры могут учиться в университетах на специальных отделениях, ездить по туристическим путевкам и т. д. У нас же радостно проводят на пенсию и забудут думать… Поэтому спасение утопающих в нашей стране – это дело рук самих утопающих. Каждый продумывает свою дальнейшую деятельность сам. Кто-то рисует и продает картины, кто-то сажает овощи и фрукты и тоже продает, кто-то сочиняет сценарии праздников, занимается репетиторством. Но все это все равно не перебивает одну назойливую мысль о том, что вполне работоспособное население страны брошено на произвол судьбы…Санкт-Петербург – Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте