search
main
0

Уйдет искусство – потеряем поколение. Художественно-эстетический цикл в школе под угрозой

Публикация открытого письма деятелей культуры и науки в «Учительской газете» (см. «УГ» №6 от 16 февраля 2010 года) вызвала настоящий шквал – около 1000 писем из различных регионов России. К нам обратились преподаватели кафедр изо и музыки педагогических вузов, педагоги музыкальных и общеобразовательных школ, представители региональных институтов повышения квалификации, видные музыкальные деятели и авторы учебников по музыке и изо. Уроки музыки и изобразительного искусства под угрозой, потеряв эти предметы, мы потеряем будущее поколение, убеждены все, кто обратился в редакцию. Сегодня мы публикуем лишь часть откликов, пришедших в «УГ».

От реформ страдают дети!

В последнее время ощущается постоянное давление со стороны органов управления образованием в вопросе сокращения предметов музыкально-эстетического цикла якобы в связи с нехваткой средств на содержание школы. Замечу, что многие школы нашего статуса в Московской области уже закрыты. Финансирование образовательных учреждений ежегодно сокращается. Реально падает зарплата педагогов, снимаются надбавки и стимулирующий фонд оплаты труда, часы кружковой работы в школах, сокращаются ставки психологов, логопедов, педагогов групп продленного дня, увеличивается наполняемость классов, ликвидируются классы компенсирующего обучения, что в целом сказывается на качестве образования.

Проводить реформы в образовании нужно! Но зачем при этом разрушать наработанный позитивный опыт.

Придя работать в 1987 году в хоровую самоокупаемую студию при школе, я столкнулась с несправедливостью ситуации по отношению к детям, родители которых не могли оплачивать занятия из-за материального состояния семей или из-за собственного недопонимания значения искусства в жизни ребенка. В те годы в нашей стране уже работали школы с углубленным изучением различных предметов, однако школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла были только в Белоруссии и Прибалтике. Я обратилась в Министерство народного образования РСФСР, нашла понимание и была включена в группу разработчиков Положения о школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (сборник приказов Министерства народного образования РСФСР №28, октябрь, 1989 год).

В 1990 году наша школа получила статус школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. Это были не самые благополучные годы в нашей стране, но было понимание, что углубленное изучение предметов искусства необходимо. Теперь каждый ребенок, независимо от материального состояния семьи, пришедший в нашу школу, мог получить музыкальное образование в рамках допустимой учебной нагрузки в соответствии с санитарными правилами и нормами.

Результативность деятельности нашей школы доказана на различных конкурсах городского, областного, всероссийского и международного уровней. Хор музыкальных классов в третий раз, оркестр русских народных инструментов школы в первый раз удостоены звания «Образцовый детский коллектив». Только за последние пять лет творческие коллективы и солисты школы удостоены более 20 наград.

В марте 2009 года средняя школа №6 успешно прошла аккредитацию и подтвердила статус школы.

К сожалению, в образовании стало традицией без обсуждения, в приказном порядке вводить новые учебные планы, дополнительные предметы, которые не соотносятся с уже утвержденными в контексте статуса школы учебными планами. Фактически это уничтожение статуса углубленного изучения отдельных предметов еще до выхода официальных документов о ликвидации таких школ.

Очевидно, что реформы в образовании направлены исключительно на экономию средств.

Только вот страдают от этого те, для кого и существует образование, – дети!

P.S. Уже написав это письмо, мы получили информацию о прекращении финансирования школы с 1 сентября 2010 года. 30 педагогов будут уволены.

Как говорится, с Годом учителя, уважаемые коллеги!

Татьяна КУРЕНЁВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №6 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, заслуженный учитель РФ, Жуковский, Московская область

Традиции – бесценное состояние

Благодарим газету за поддержку российского школьного и вузовского музыкально-педагогического дела. Полностью разделяем позицию, изложенную в опубликованной газетой статье – обращении крупнейших отечественных художественных и педагогических деятелей.

Российские традиции и опыт художественного, музыкального образования – бесценное достояние. Сохранять и развивать их – задача ответственной власти, общества, деятелей искусства и педагогики.

Конструктивный шаг в этом направлении – недавнее создание Всероссийского научного совета по истории музыкального образования.

В.И. АДИЩЕВ, постоянный читатель и многолетний почитатель «Учительской газеты», декан факультета музыки Пермского госпедуниверситета, доктор педагогических наук, профессор

Непродуманный шаг

Всем коллективом прочитали и обсудили статью в «УГ» №6 от 16 февраля 2010 года «Долой музыку из учебного плана?» Артура Зарубы.

Вполне разделяем озабоченность автора проблемами школьного музыкального образования. Считаем, что вынесение за рамки учебного плана урока музыки в школе нанесет непоправимый урон эстетическому, нравственному воспитанию наших детей. Учеными давно доказано, что музыка оказывает разностороннее благотворное воздействие на развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Сделать музыку факультативной, необязательной – это значит изгнать ее из школы.

Белгородчина в советское время была известна на всю страну своими школами-комплексами, в которых наряду с общеобразовательными предметами дети получали весь набор эстетических дисциплин – музыки, танца, пения. Представьте себе поющую, танцующую, играющую школу! Об этом сейчас можно только мечтать.

В наше время, когда большинство детских клубов и кружков закрыто или переведено на коммерческую основу, только в школе дети могут получать азы эстетического образования. Не секрет, что современные школьники испытывают огромные умственные и эмоциональные перегрузки, а урок музыки, расположенный в расписании, например, между алгеброй и физикой, хорошо дозировал нагрузку, переводя деятельность ребенка в другое русло, предоставляя ему определенный отдых.

Считаем, что вынесение урока музыки во вторую половину дня (что делает его фактически факультативным) непродуманный, необоснованный шаг, который принесет много бед нашим детям, сделает наше образование неполноценным, однобоким.

Профессорско-преподавательский состав кафедры музыкального образования Белгородского государственного института культуры и искусств

Не стоит рушить то, что создавалось столетиями

Поддерживаем открытое письмо деятелей искусства и образования, просим содействовать тому, чтобы:

1. Министерство образования и науки РФ сохранило сложившееся столетиями в России место уроков искусства в учебном плане учреждений общеобразовательного типа; восстановило отметку на уроках искусства, отсутствие которой, как показал опыт, существенно снизило их статус в глазах учащихся и родителей; не разрешало преподавание уроков музыки лицам, не имеющим соответствующего образования; организовало общественное обсуждение, в том числе в центральной печати и по телевидению, роли искусства в социализации личности современного школьника.

2. На канале «Культура» ЦТ возродить существующие прежде регулярные учебно-просветительские передачи, направленные на духовное, нравственное, эстетическое воспитание, прежде всего подрастающего поколения.

И.С. КОБОЗЕВА, зав. кафедрой музыкального образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева, доктор педагогических наук, профессор; О.Ф.АСАТРЯН, зав. кафедрой хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент

Пополнить армию безработных?

Преподаватели кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Педагогической академии последипломного образования специалистов Московской области крайне озабочены тем обстоятельством, что в выступлениях первых лиц государства и образования в последнее время все отчетливее прослеживается мысль о том, что предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» необходимо перенести из основных часов базисного учебного плана образовательных учреждений во вторую половину дня, что превращает эти предметы в не обязательные для изучения всеми школьниками России.

В содержании стандартов второго поколения, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» красной нитью проходит мысль о том, что развитие ребенка должно осуществляться в процессе реализации личностного, познавательного, коммуникативного, социального компонентов учебно-воспитательного процесса. Противостоять современной агрессивной звуковой среде, клиповости мышления, культивируемого средствами массовой информации, «воспитать иммунитет против пошлости» (Д.Б.Кабалевский) могут только планомерные действия учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, которые в опоре на «вечные» темы жизни и искусства, опыт предшествующих поколений, духовные ценности отечественного и мирового искусства смогут воспитывать достойных граждан России.

Академик Д.С.Лихачев писал: «Великое искусство требует великих читателей, слушателей, зрителей». Чтобы выполнить эту заповедь нашего знаменитого соотечественника, нужно помнить о том, что одного духовного подвижничества учителей недостаточно. В 2009-2010 учебном году в общеобразовательных школах произошло значительное сокращение часов, отведенных на дополнительное художественно-эстетическое образование, что повлекло уменьшение заработной платы учителей и педагогов.

Если одним росчерком пера перечеркнуть вековой опыт воспитания искусством, изменить социальный статус предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» (перевести их во вторую половину дня), то эта недальновидная инициатива поможет пополнить армию безработных! В этом случае кризис коснется не только экономики, которая, как показывает мировой опыт, имеет свойство возрождаться, но, что недопустимо по отношению к последующим поколениям, кризис породит устойчивую бездуховность общества в целом.

Галина СЕРГЕЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член Международного совета по музыкально-эстетическому воспитанию РАО

Культура на последнем месте?

Учителя музыки и изобразительного искусства Новгородской области, преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, сотрудники Новгородского института развития образования с недоумением и возмущением восприняли информацию о том, что Министерство образования и науки РФ намерено изменить идеологию предметов искусства («Музыка», «Изобразительное искусство») в учреждениях общеобразовательного типа.

Суть изменений касается статуса указанных предметов. В грядущих намерениях мы видим прямую угрозу соблюдению принципа доступности каждому ребенку стать грамотным слушателем, зрителем, читателем, получив опыт эмоционально-ценностных отношений, художественного и музыкального творчества на основе формирующейся художественной и музыкальной культуры. Мы опасаемся, что такое нарушение в полной мере отразит строку в «Стратегии модернизации российского образования», где «культура» стоит на последнем месте через дефис с «досугом».

На протяжении всей истории человечества в самых различных странах постоянно и успешно доказывалось, что активное занятие музыкой, живописью, так же как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека.

В государственной общеобразовательной школе предметы гуманитарно-художественного цикла – «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «Мировая художественная культура» – служат эмоциональному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию человека. Их «выдавливание» из базисного учебного плана общего образования чревато катастрофическими последствиями.

Учителя музыки и изобразительного искусства Новгородской области, преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, сотрудники Новгородского института развития образования» всецело поддерживают письмо деятелей искусства и образования, направленное в Государственную Думу России, и обращают внимание на бедственное положение, в котором сегодня оказались предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» в отечественной школе.

Г.ПОРОВСКАЯ, заведующая кафедрой изобразительных искусств и методики преподавания ИНПО НовГУ, кандидат педнаук, доцент; М.РАНЕНКО, заведующий кафедрой музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин ИНПО НовГУ, кандидат педнаук, доцент; А.СТЕПАНОВА, методист по предметам искусства Новгородского института развития образования. Письмо подписали 46 учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры Новгородской области

«Десерт» к мероприятиям?

Преподавание уроков неспециалистами – проблема повсеместная. В сельских школах практически уроки музыки не ведутся, нет педагогов. Данный факт не слова, а реальность. Так, только что прошедший семинар в одном из районов нашей области подтверждает, что уроки музыки и изобразительного искусства ведут неспециалисты. В нашей академии со следующего года мы хотим запустить программу переподготовки. Предстоит огромная работа.

Полагаю, что необходимы и управленческие решения. Недопустимо давать школам лицензию на образовательную деятельность, если нет уроков искусства. Сегодня на это либо формально смотрят, либо не обращают внимания совсем.

Проблема еще в том, что искусство в школе и детсадах превратили в «десерт» к каким-либо мероприятиям. Ценность искусства в образовании человека изъята из внимания как на федеральном уровне, так и на региональном. Хорошо бы ввести искусство в общеобразовательную подготовку педагогов как в вузе, так и в системе повышения квалификации.

Т.А.ЗАТЯМИНА, зав. кафедрой теории, методики и организации социально-культурной деятельности Волгоградской государственной академии повышения квалификации, кандидат педагогических наук, доцент

Хозяин – барин

В общеобразовательных школах нарушаются учебные планы по дисциплине «Искусство» (уроки по изобразительному искусству и музыке – 2 часа в неделю), так как по усмотрению директора школы уроки музыки замещаются занятиями по изобразительному искусству, причем эти уроки могут вести не специалисты, а учителя начальных классов.

Во многих школах города и области уроки музыки в 8-м классе отменяются. Школы с эстетическим уклоном переводятся в обычные общеобразовательные школы. В Костроме идет сокращение часов по учебному плану, предусмотренных для проведения занятий по предметам музыкально-эстетического цикла в системе дополнительного образования при общеобразовательных школах, и перевод этих занятий на платную основу (средние школы №№ 22, 28). Это, безусловно, не способствует продуктивности музыкальных занятий, ведет к нарушениям в планировании содержания учебной работы с детьми, не обеспечивает в необходимой мере их творческого развития. Вместе с тем дополнительная финансовая нагрузка на родителей приводит к отказу детей от посещения музыкальных занятий.

Как показывает многолетний опыт преподавания предмета «Музыка» в школе, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно осуществляться комплексно, как это предусматривалось на всем историческом пути развития отечественного образования с активным участием в достижении поставленной цели уроков музыки. Именно уроки музыки синтезируют опыт преподавания дисциплин искусствоведческого содержания в духовно-нравственном аспекте, способствуют эмоциональному, интеллектуальному и творческому развитию личности в обобщении явлений искусства во всем многообразии их видов и содержания.

В этой связи введение новой дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» может получить более широкий и необходимый ракурс преподавания в опоре на содержание предмета «Музыка». Взаимосвязь урока музыки с новой дисциплиной может дать эффективный результат и высокую продуктивность в духовно-нравственном и творческом развитии подрастающего поколения.

Коллектив преподавателей музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова

Вместо музыки – дискотека

В последнее десятилетие укрепляется тенденция сокращения художественного образования прежде всего за счет базовых предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство». Так, в нашем регионе немало школ, в которых вообще отсутствует предмет «Изобразительное искусство», а предмет «Музыка» ведется в лучшем случае только в начальной школе. Значит ли это, что отсутствуют педагогические кадры, способные обеспечить художественное обучение? Это не так. У нас в крае уже двадцать лет ведется подготовка учителей музыки на уровне высшего образования, выпускаются специалисты в области изобразительного искусства (факультет дизайна), хореографии (хореографический факультет), театра (кафедра театральной режиссуры), речевой культуры (кафедра культуры речи). В чем же дело?

Проблема заключается в том, что многие квалифицированные, дипломированные специалисты не могут найти работу в школе, потому что базовые художественные предметы ведут учителя, часто вообще не имеющие отношения к искусству. Эти предметы идут в дополнение к основной учебной нагрузке учителям начальной школы, истории, литературы, географии, биологии. В настоящее время по этим предметам самый высокий процент учителей, вообще не имеющих высшего музыкально-педагогического образования (окончивших в лучшем случае педагогические училища, а также музыкальные училища и колледжи культуры). Заявленный критерий наличия высшего специального образования как нормы для учителя общеобразовательной школы не выполняется только в отношении к художественным дисциплинам. Это не может не сказываться на качестве обучения.

Повышение квалификации учителей монополизировано специализированными институтами повышения квалификации. Так, например, на словах учителям музыки предоставляется выбор учреждения, где они бы могли проходить повышение квалификации (в вузе на факультете послевузовского дополнительного образования). На деле для подтверждения своей педагогической категории, определяющей уровень заработной платы, либо ее повышения принимается во внимание только удостоверение указанных институтов, которые отнюдь не всегда располагают кадрами и современными программами по разным направлениям школьного художественного образования.

Отсутствие высшего специального образования ставит учителя в зависимость от отношения к нему администрации, сковывает его самостоятельную деятельность. Такие учителя не отстаивают необходимость полноценного ведения художественной дисциплины, понимая свое несоответствие, не решают с администрацией школы вопросы ее технического и методического обеспечения, а выполняют обязанности организаторов и репетиторов музыкально-художественных мероприятий, проводимых со школьниками, зачастую используя для этого и часы предмета «Музыка». То есть учитель музыки выполняет преимущественно функции организатора школьной музыкальной самодеятельности, готовит дискотеки и прочие развлекательные мероприятия.

Оценка качества преподавания учителями предметов художественного цикла ведется по результатам выступлений на смотрах, фестивалях, конкурсах по количеству призовых мест и дипломов. К участию привлекаются наиболее одаренные школьники, систематически занимающиеся в сфере дополнительного художественного образования. Почти исчезли из практики смотры хоровых детских коллективов, уступив место небольшим эстрадным ансамблям. А это значит, что постепенно вырождается прогрессивная идея массового охвата художественной и, в частности, музыкальной деятельностью всех детей. Как не вспомнить слова К.Д.Ушинского «запоет школа – запоет народ» и Д.Б.Кабалевского – «каждый класс – хор»! Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что вокально-хоровая деятельность школьников оказывает благотворное действие на их здоровье, психофизическое развитие. Это научно доказанный факт. В настоящее время, когда государство серьезно озабочено здоровьем подрастающего поколения, по меньшей мере неразумно и расточительно не использовать в этих целях имеющийся в художественных предметах валеологический потенциал.

Заработная плата – одна из острых проблем учителей художественных дисциплин. Приходя в школу, специалист тарифицируется по самому низкому разряду, даже имея отличный диплом. Рядом с ним работают учителя со средним образованием, тарифицированные по высшей категории, а у молодого специалиста начальная заработная плата начисляется в лучшем случае в пределах пяти тысяч рублей при наличии полной ставки с дополнительными видами внеклассной работы. Надо ли удивляться, что выпускники без особого энтузиазма идут работать в школу? Эта проблема требует конструктивного решения. У специалиста с высшим образованием должны быть приоритеты. Не следует забывать об уникальности и сложности художественной специальности учителя. Так, например, учитель музыки часто приходит в школу после 19-летней музыкальной подготовки (музыкальная школа, училище, вуз), требующей не только определенных способностей, но и большого, упорного труда.

Учитель музыки – уникальная специальность, в которой интегрируется основательная психолого-педагогическая, инструментальная исполнительская, вокальная и хоровая подготовка. Учитель изобразительного искусства часто совмещает в себе компетенции художника, скульптора, дизайнера и других видов художественного искусства. Важно сохранить для российской школы этих специалистов, обеспечить необходимые условия их работы в народном, а не только элитарном образовании. Тогда их деятельность в полной мере будет способствовать решению культуротворческих задач гуманитаризации российского образования.

Н.БАСКАКОВА, председатель Алтайского отделения фонда «Художественное образование и культура» Общероссийской общественной некоммерческой организации, заведующая кафедрой музыкального образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией музыкального образования и творчества, заслуженный работник культуры РФ

От редакции

Вынуждены констатировать, что у нас в стране сегодня нет четкой позиции государства по отношению к предметам художественно-эстетического цикла. С одной стороны, эти дисциплины включены в стандарт общего образования, с другой, о чем пишут авторы наших писем, существует тенденция к сокращению часов и вымыванию их из учебных планов. «Учительская газета» берет на контроль эту тему. В следующих номерах «УГ» читайте «круглый стол» о проблемах преподавания художественно-эстетических дисциплин в школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте