Как хорошо, что прогнозы не всегда сбываются! На исходе XIX столетия президент Британского королевского общества лорд Келвин приговорил мир к вечной бескрылости. «Машины, которые тяжелее воздуха, летать не могут», – авторитетно заявил ученый-лорд. Всего шесть десятков лет спустя после его вердикта «тяжелые машины» подняли человека в космос, преодолев земное притяжение. Семьдесят лет спустя человек шагал по Луне. По прошествии ровно одного столетия британский предприниматель сэр Ричард Брэнсон объявил о начале программы космического туризма: через три года земляне массовым порядком начнут летать в космос на его кораблях «Вирджин Галактик» по туристическим путевкам!
Как же эдакое чудо возможно? Оказывается, весьма просто: ведь космос-то не где-то там, в несусветных далях, как нам с перепугу кажется. На самом деле до него рукой подать: всего-навсего каких-нибудь 100 километров. Эдак бы на электричке взял туда и доехал, да билеты космические уж очень дороги. Американец Деннис Тито за свой полет в качестве пассажира на российском космическом корабле заплатил 20 миллионов долларов. Британец Брэнсон назначает за свои билеты цену в сравнении с этим просто, можно сказать, смехотворную – 115 тысяч фунтов стерлингов, иначе говоря, 200 тысяч долларов, а это, как ни крути, в сто раз дешевле, чем было у Тито.
Неизлечимый романтик Ричард Брэнсон совершил рекордное количество полетов на воздушном шаре и всю жизнь мечтал путешествовать в космическом пространстве.
Наконец-то его мечта сбывается. Брэнсон хоть и хочет ездить в космос, как к себе на дачу, однако не в гордом одиночестве. Его идея – чтобы в каждой стране мира в самые ближайшие годы появились тысячи собственных астронавтов. Для этой цели Брэнсон намерен построить площадки для старта кораблей «Вирджин Галактик» не только в Великобритании, но и во всем мире. Космические «электрички» Брэнсона будут более масштабными прототипами американского корабля «SpaceShipOne», который вошел в историю в качестве первого посланца в космос от частного сектора, поднявшись в июне этого года на высоту свыше 100 километров. «SpaceShipOne» стал детищем американского авиаконструктора Берта Рутана, а построила корабль калифорнийская компания Mojave Aerospace Venture. Именно с этой компанией Ричард Брэнсон подписал соглашение на строительство первых пяти пассажирских космических судов «Вирджин Галактик».
Что же, однако, предстоит испытать тем счастливцам, кто сумеет наскрести деньги на космическую путевку? После заказа и оплаты билета потенциальные путешественники должны будут пройти трехдневную предполетную подготовку, после чего смогут занять свое место на корабле. «Вирджин Галактик» унесет туриста в трехчасовой полет, закинув его на высоту в сто с небольшим километров. В как таковом «космосе» пассажиры пробудут недолго – всего три-четыре минуты, однако за это время им удастся испытать всю прелесть невесомости, утратив ощущение пространства и времени. Ведь за иллюминатором будет настоящая вселенская чернота, а Земля впервые предстанет взору в своих округлых очертаниях!
За первые пять лет космических «пассажирских перевозок» Ричард Брэнсон планирует принять на борт «Вирджин Галактик» три тысячи туристов-астронавтов. Все доходы от проданных в космос билетов британский бизнесмен намерен инвестировать в дальнейшее развитие космических программ. В перспективе у Брэнсона – прокладывание регулярных рейсов на Луну и открытие там отеля. Правда, ученые советуют дерзкому предпринимателю не слишком торопиться с лунным бизнес-планом, утверждая, что до подобных свершений придется подождать еще с добрых полвека.
В ходе одного из проведенных исследований выяснилось, что подавляющее число граждан США не просто мечтают полетать на космическом корабле, но готовы уже сегодня выложить авансом денежки за свой шанс когда-нибудь отправиться в космос. В Соединенных Штатах уже не первый год действуют компании, сделавшие ставку именно на космический туризм. Их туроператоры начали принимать заявки на космические путешествия уже с 1997 года. На листе ожидания американской компании «PanAm» значатся свыше сотни тысяч человек, намеревающихся полететь на Луну. Недаром же США учредили так называемый Х-приз размером в 10 миллионов долларов для проектировщиков и создателей первого в мире туристического космического корабля. Именно этот приз «отрабатывает» на этих неделях своими квалификационными полетами американский корабль «SpaceShipOne». Всего же в гонке за призом приняли участие более двух десятков команд из разных стран мира – тех, кто «поставил» на космический туризм. Это золотая жила: приблизительная стоимость рынка внеземных путешествий оценивается в 10 миллиардов долларов. Так что, судя по всему, в не столь уж и далекой перспективе человечеству светит приватизация последнего, что осталось приватизировать, – неба и космоса.
Однако не опасно ли простому смертному землянину летать на Луну? Да что на Луну – ведь и сто километров над Землей – высота нешуточная! А вдруг что-то забарахлит? Вопрос уместный. Но ведь осваивать небо на обычных самолетах тоже было в свое время рискованно. Так что нет поводов прятать голову под крыло. Что же касается путешествий на «Вирджин Галактик», то вместе с конструктором Бертом Рутаном Брэнсон заверил сомневающихся в том, что система безопасности будет высшим приоритетом: над этим работают блистательные инженеры, вложено колоссальное количество средств, так что на кораблях туристического типа безопасность будет просто беспрецедентной. И даже если представить совсем уж маловероятное – например, что у пилота корабля случится в космосе инфаркт, – то и тогда «Вирджин Галактик» вернет туристов на землю на автопилоте. Так что в космосе «электричка» не застрянет и с «рельсов» не сойдет.
Лондон
Комментарии