Многие, думаю, интересовались феноменом современного театра. Чем-то таким близким, но и далеким, загадочным и неизвестным одновременно. Что там происходит в театре традиционном? А в инновационном? Или таком необычном, вне рамок, как независимый частный театр екатеринбургского режиссера Николая Коляды? А что он необычен, автор подчеркивает много раз. Да и сама фигура автора это подтверждает. Елена Соловьева – писатель, критик, журналист. Работает в библиотеке. А вот так увлеклась и вовлеклась, что получила даже звание критика на фестивалях Коляды (не знаю, что это, но простым смертным не дают явно).
Слыша часто вопрос о причинах своего интереса и любви к этому екатеринбургскому театру, нет ли здесь, чай, материальной заинтересованности какой, автор в самом конце книги его отвергает: «Какие деньги, ребята? Вы вообще все подвинулись на своих деньгах? Тот, кто рядом с ним по-настоящему, чувствует себя гвардейцем. Гвардия, ребята, – это вам не пехота. Гвардию не купишь». Уже по этому отрывку понятно, пожалуй, что перед нами не очередная (около)научная монография, сто страниц вступления, столько же сносок, во время написания данной работы десять грантов пострадало.
Книга Елены Соловьевой, кажется, издавалась способом краудфандинга. И неформальна, вольна, бодра, как и, насколько судить могу, сам театр Коляды. Она пестра и едина. Тут собраны статьи автора из прессы, уральской и центральной, интервью, из прессы же или специально для книги, рецензии-отзывы на все, кажется, спектакли Коляды, его учеников, участников его фестивалей и много-много заметок из того, что обозначено как «сетевой дневник» (хотя, могу ошибаться, чаще из вполне благопристойного, старомодного даже «Живого журнала», а не из того блога, что ныне запрещен).
И со всем этим интересная вещь происходит, редкое явление. Прямо настоящее волшебство какое-то (о волшебстве – не всегда точно ясно, откуда возникающем эффекте колядовских постановок – пишет и автор). Все такое обычно на живую нитку и распадается, тут же читается, что детектив хороший, весьма бодро и задорно.
Так что же такое театр Коляды? Театр одного очень, очень увлеченного человека – и труппы, группы людей, таких же энтузиастов (в беседах с актерами одна из сквозных тем – вот так хотел играть, что переехал, поменял жизнь ради…). Театр вроде бы о простых людях, низовых почти – здесь и сейчас, кредит и шиномонтаж, – темах, но и элитарный одновременно. Независимый уж точно.
По сути, книга и посвящена попытке определить, что же там на сцене (за кулисами, в зале) происходит. И определений, как и ведущих к ним жанров, будет очень много – авторских ли, актерских ли, еще чьих-то. Так как все вокруг Коляды, от участников его театра до публики («работают все, работают наши кролики, работают наши змеи, работает наша черепаха»), сплочены весьма, то без авторской атрибуции дам дефиниции некоторые. «Элитарный театр для всех» (что мы и говорили), «единственный в России антибуржуазный театр», «живой, настоящий, сегодняшний». Или вот еще: «Коляда любит устроить бардак, хаос, из которых потом все и рождается». И даже так: «Коляда – он санитар этих индустриально-промышленных джунглей».
Про санитара стоит, видимо, немного подробнее. Коляда действительно здесь и сейчас, про жизнь нынешнюю. И остросоциальные (будто весь социум не остр, тем или иным боком он повернись!) темы у него есть. У него и его учеников. «По очереди о самоубийстве, убийстве, мести, любви-всепрощении размышляют ночью в казарме два солдата-срочника… Самое страшное предательство – предательство матерью своего ребенка… За семейной драмой проступает тема далеко не толерантного отношения к секс-меньшинствам… Вопрос наркомании поднят в пьесе «Бзик» Алексея Макейчика». Или, как говорит Александр Балыков по поводу поставленного им спектакля «Ушко» по пьесе Евгения Перминова: «Основная тема – пороки нашего поколения, родившихся у 1990‑е: наркомания, безнравственность, никакой любви к ближнему. Антиутопические дети, как будто дети после конца света, у которых вообще нет никаких нравственных установок, жизненных принципов и целей, когда каждый сам за себя».
Но дети после конца света, да и не только того поколения, – ведь и конец света в нынешнем мире явление более или менее регулярное, скоро обыденным станет – собрались вокруг Коляды. Мы уже пару раз говорили, что вовлеченных в орбиту его энтузиазма очень много. Актеры, ученики, устраивающие читку пьес на его фестивалях, ставящие по ним спектакли… «В своем театре в марте этого года Коляда поставил спектакль «Фронтовичка» по одноименному произведению совсем юной Анны Батуриной. Она, как и большинство его учеников, когда-то приехала в Екатеринбург из области. Сейчас снимает квартиру, служит продавщицей в магазине интимных товаров «Казанова» – потому что жилье найти непросто». Вот как!
Становится ли понятен и ясен волшебный вертеп Николая Коляды после книги Елены Соловьевой? Точно сказать не могу. Но видишь горящие глаза – Коляды, его актеров, всех, кого задел хвост от этой театральной кометы, независимой, строптивой даже, но талантливой крайне. Да и что и у автора глаза горят, очень чувствуется. На спектакли же надо идти и смотреть. Хочется.
Елена Соловьева. Метод Коляды. – Екатеринбург : СОУНБ им. В.Г.Белинского, 2022. – 488 с.
Комментарии