Десять лет назад в школе №18 города Ухта Республики Коми появились кадеты. О буднях школьников в кадетской форме рассказывает их наставник, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, майор в отставке Александр ПЛАТУНОВ.
– Откуда в маленьком городке на севере России появились кадеты?
– Большой вклад в реализацию этой идеи внес бывший директор средней общеобразовательной школы №18 Владимир Филатов. К счастью, он нашел понимание в решении этой проблемы и в городском отделе образования, и в военкомате. В 1996 г. в школе был создан кадетский класс. Причем Ухта стала одной из первых в республике в развертывании кадетского образования. А через три года мне предложили заняться воспитанием кадетов, и я с радостью согласился.
– А зачем в самой обычной общеобразовательной школе нужны такие военизированные классы?
– Дело в том, что в недавнее время государство все больше отмежевывалось от воспитательных функций. И особенно это касается военно-патриотической сферы. Судите сами: начальную военную подготовку отменили, военные кабинеты ликвидировали, учебные автоматы, мелкокалиберные винтовки и прочую амуницию отобрали, полосу препятствий разобрали и т.д.
Видимо, кто-то посчитал, что школа занимается некой милитаризацией…
– Кстати, такое мнение есть и у некоторых родителей. Мол, наших детей учат стрелять, драться, в общем, убивать и калечить людей. Вы, надо полагать, с этим категорически не согласны?
– Да, не согласен. Я убежден, что ученикам в школе обязательно должно быть интересно. А ведь как бывает? Скажем, объявили карантин, дети несколько дней пропустят и по этому поводу кричат «ура!». Ну куда это годится?
А мои воспитанники, если приходится не позаниматься день-другой, искренне огорчаются и с нетерпением ждут продолжения занятий. Почему? Да потому что мы занимаемся снарядовой гимнастикой, плаванием, лыжным спортом, рукопашным боем, наконец. То есть всем тем, что так нравится большинству мальчишек. Причем дело это добровольное, никто никого насильно не загоняет в кадеты.
– А девочек вы в кадеты принимаете?
– Представьте, девушек, желающих стать кадетами, довольно много. У меня есть задумка оставить два отделения мальчиков и создать одно – девичье. И в этом есть смысл. Например, наша ученица Катя Круглий, которая в этом году оканчивает школу, на спартакиаде допризывной молодежи отстреляла лучше всех мальчишек. А по праздникам, когда мы выносим знамена, в группе знаменосцев только девушки. Это занятие им тоже очень нравится. И все же пока, увы, кадетами девушки стать не могут. Зато в наш класс могут быть приняты ученики из других школ, если на то будет их горячее желание и согласие родителей.
– Чем отличаются кадетские занятия от учебы в обычном классе?
– В школьном курсе есть такая дисциплина, как «Основы безопасности жизнедеятельности», которую я тоже преподаю. Но это ведь только теория. А с кадетами мы подкрепляем ее практикой. Это и спортивные упражнения, и военные игры, и строевая подготовка.
Каждый год в сентябре – октябре мы с ребятами выезжаем на тактические учения. Суть их проста: один взвод нападает, другой обороняется. При этом стараемся, чтобы все выглядело, как на настоящих армейских учениях: роем окопы, преодолеваем полосу препятствий, учимся делать проходы в минных полях и т.д. Много стреляем. Патроны, конечно, холостые. А в финале, когда по условиям игры все боеприпасы закончились, начинается самое интересное – рукопашный бой.
Некоторые моменты напоминают канувшую в Лету военно-патриотическую пионерскую игру «Зарница». Например, если у бойца оторвали один погон, значит, он «ранен», оторваны оба – «убит».
В этом смысле нам очень помог военкомат, в котором еще сохранились автоматы Калашникова старого образца калибра 7,62 мм. Нам их отдали. Сейчас у нас целых 8 стволов. В общем, как-то выкручиваемся, раз государство не помогает. Например, при отработке навыков стрельбы из пистолета Макарова мы пользуемся… стартовым пистолетом, так как настоящий ПМ нам взять негде. Но ничего, все-таки чему-то ребята научатся.
Кроме того, наши юноши – постоянные участники многих общегородских мероприятий. Например, на параде в День Победы они, как правило, маршируют на площади и, уверяю вас, идут лучше всех. А еще несут караульную службу возле Вечного огня или у Памятного знака, установленного в честь воинов, павших в Афганистане и Чечне. И самое главное, что все это им очень нравится!
– Каким образом навыки, полученные вашими воспитанниками, помогут им в дальнейшей жизни?
– Если бывший кадет пойдет служить в армию или учиться в военный институт, ясно, что эти навыки ему очень помогут. Судите сами: общевоинские уставы он уже знает, физической подготовкой занимался регулярно, строевым шагом с песней ходить умеет, выполнять команды офицера тоже. Кроме того, молодой человек в ходе учебы в кадетском классе обязательно проникается духом коллективизма, воинского братства, что немаловажно на армейской и флотской службе.
И даже если юноша и не пойдет в армию, уверен, он будет с благодарностью вспоминать свое кадетское прошлое. Хотя бы потому, что, став мужчиной, он всегда будет готов взять на себя ответственность за решение той или иной сложной задачи, способен стать настоящим главой семьи. Да и вообще, кадетская подготовка непременно поможет хотя бы просто выживать в нашем жестком мире.
Комментарии