Можно ли сохранить любовь до старости? Достаточно посмотреть самую яркую сцену фильма «Последнее воскресение» Майкла Хоффмана про уход из Ясной Поляны Льва Толстого, чтобы ответить – да, несмотря ни на что. «Я твоя маленькая птичка, твоя курочка, а ты мой вредный петушок», – убежденно говорит Софья Андреевна мужу после очередной ссоры. И он, не в силах сердиться, поддается на ее озорной призыв и залихватски кукарекает снова и снова… Темы любви и ухода на XXXIII ММКФ стали для меня определяющими.
Герой одной из самых интересных, на мой взгляд, конкурсных лент этого фестиваля – «Мне без тебя не жить» – грузинский писатель Заза внешне похож на… Иисуса Христа. А еще он щедр, талантлив, благороден и весел. «О, сицилийские плакальщицы! Позвольте представиться: Гаэтано Доницетти», – говорит он одетым в траур знакомым девушкам, его юмор изыскан и насыщен массой культурных ассоциаций. Этим Заза напоминает как персонажей своего земляка Данелия, так и героев Сэлинджера с их неповторимым внутренним миром. Неплохой набор для идеального героя, которому к тому же невероятно везет с деньгами. Только вот с любовью не выходит: он разрывается между двумя девушками – той, которую любит, но не может увести у друга, прикованного к инвалидному креслу, и той, которую хочет полюбить так же сильно, но не получается. А еще режиссер Леван Тутберидзе выстраивает фильм так, что с самого начала нас преследует тревога, что жизнь этого блистательного человека (в убедительном исполнении Гиоргия Зангури) должна оборваться трагически.И что самое интересное – он об этом знает. А это знание обычно дается только пророкам и просветленным – как это было и с сэлинджеровским Симором, и с Мессией Ричарда Баха, не говоря про Того, на кого Заза так похож. Он все время как бы прощается с друзьями и родными. Другое дело, «тянет» ли герой фильма на просветленного? Тут нет однозначного ответа: с одной стороны, он вроде бы только и делает весь фильм, что просто дурачится, – и юмор как бы снимает без этого слишком очевидный «нимб», а с другой – между делом, играючи, делает добрые дела и даже подготавливает чудо исцеления…В документальной ленте фестивальной программы «Свободная мысль» «Катька» темы любви и ухода рассматриваются с другой стороны от «нормы», по нисходящей. Ведь героиня известной чешской документалистки Гелены Тржештиковой – наркоманка с более чем десятилетним стажем. Казалось бы, что может быть хорошего и светлого в жизни таких, как она? Однако в жизни Катьки есть все самое важное – и она любит, и ее любят. Ее первый парень не забывает Катю даже в тюрьме, называя своей единственной любовью. Второй говорит, что она самое ценное, что он встретил в жизни, «такой клад, который нельзя истратить» (да, эти люди так же способны на поэзию, как и другие). Беда в том, что оба они тоже наркоманы, и все сокровища души постепенно исчезают у них вместе с истиранием, разрушением личности. Катьку этот страшный процесс тоже не щадит: если начинаем мы фильм вместе с 19-летней красавицей, то заканчиваем с 32-летней старухой, которая не только не может, но уже и не хочет «соскочить» с иглы.Наконец, обе темы (любви и ухода) слились в одной картине – «Последнее воскресение», с которой я и начала свой обзор. Эта лента хоть и была недавно в российском прокате, прошла там довольно незаметно, и думается, мало кто ее посмотрел (остается вариант DVD). А фильм стоит того – он снят с невероятной любовью и уважением к личности самого Льва Толстого и его семье, не случайно режиссер Майкл Хоффман консультировался с потомками Толстого и даже корректировал (!) по их просьбе отдельные сцены.Эта история не перестает потрясать. Все окружающие четы Толстых задавались вопросом: как могут они так любить друг друга и так мучить? «Я родила тебе 13 детей, как ты мог предать меня?!» – хлестала словами мужа Софья Андреевна, а он, чувствуя, что причиняет ей боль, все-таки подписал в тайне от нее, как заговорщик, завещание, в котором отдавал все свои сочинения народу, лишая тем самым семью заметного источника существования. Она боролась за обеспечение детей, устраивая истерики и скандалы, не давая ему спокойно работать и жить в согласии со своими убеждениями. И Толстой ушел, но до последних минут помнил о своей Соне, спрашивая, не приехала ли она.В образе Софьи Толстой Хелен Миррен передает эту невероятную смесь – любви на грани помешательства, ревности и обиды – с той высшей степенью откровенности, которая дается только гениям.Кристофер Пламмер, в чьем Льве Толстом чувствуется масштаб личности, передает свою основную тему – уход от и из жизни – буквально несколькими мазками. Его взгляд во второй части картины все более устремлен сквозь, а не на предметы и лица. Он видит и готовится к переходу в другой мир, а ему все время мешают сосредоточиться. Но, несмотря ни на что, любовь – то главное слово, которое произносят все персонажи фильма. И только от человека зависит, насколько его душа способна вместить ее, а значит, сделать себя и людей вокруг хоть немного счастливее.
Комментарии