О том, как шла подготовка к ЕГЭ-2023, мы писали регулярно на протяжении всего учебного года. И вот теперь, когда основной этап этого великого испытания завершился, можно подвести предварительные итоги. Как в целом прошел госэкзамен? Сколько нарушений было зафиксировано? Каковы предварительные результаты отдельных экзаменов? Какие предметы пользовались популярностью у выпускников? Как прошла итоговая аттестация в новых регионах России? Эти и некоторые другие вопросы были рассмотрены на пресс-конференции, которая прошла на днях в МИА «Россия сегодня». В ней участвовали руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, его заместитель Игорь Круглинский и директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
В начале мероприятия Анзор Ахмедович по традиции поблагодарил всех, кто имеет отношение к организации, проведению и освещению ЕГЭ. И в первую очередь, что интересно, сказал большое спасибо журналистам, которые, по его словам, вняли просьбам руководства Рособрнадзора «не нагнетать обстановку» в столь непростое время и создать благоприятное информационное поле для организации испытаний. СМИ все поняли правильно, в результате в этом году обошлось без дешевых сенсаций, громких скандалов и разоблачений. Как говорится, экзамен прошел «в теплой и дружеской обстановке».
Глава Рособрнадзора еще раз напомнил о главных особенностях ЕГЭ этого года. Связаны они в первую очередь с тем, что в нем впервые участвуют 4 новых субъекта РФ, на территории которых в данный момент ведутся боевые действия. И, кроме того, с тем, что в нескольких сопредельных регионах сегодня также очень неспокойно. Поэтому выпускникам здесь было дано право выбора – сдавать или не сдавать единый госэкзамен. К их чести, многие, несмотря на трудности, не только согласились пройти испытание, но и набрали довольно высокие баллы. Из 453 выпускников Донецкой и 380 Луганской народных республик, а также 41 выпускника Запорожской области есть даже четыре 100‑балльника!
К слову, в целом по России 100 баллов получили 7084 участника, 200 баллов – 456, а 300 ‑ 17 выпускников. В прошлом году эти цифры составляли, соответственно, 6544, 381 и 16 человек. То есть рост, пусть и незначительный, налицо.
Наибольшие успехи продемонстрировали те выпускники, которые сдавали экзамены по литературе и химии. Их было максимальное количество. В результате по литературе 100 баллов получили 1896 из 44 тысяч сдававших (что составляет примерно 4%), по химии – 794 из 74 тысяч (чуть больше 1%). Дальше по убывающей идут французский (3 из 526), география (73 из 13 тысяч), русский (2883 из 623 тысяч), информатика (361 из 113 тысяч), история (275 из 90 тысяч), английский (205 из 80 тысяч), немецкий (2 из 823), физика (190 из 89 тысяч), обществознание (389 из 270 тысяч). Меньше 0,1% стобалльников лишь по профильной математике (233 из 282 тысяч) и биологии (73 из 105 тысяч).
– Что касается традиционно неприятной темы нарушений, то здесь в целом без изменений, – отметил Музаев. – Цифра тех, кого пришлось удалить с экзамена за нарушения, за последние годы осталась примерно на том же уровне. Но тут я хочу сказать, что очень хорошо себя проявила созданная Рособрнадзором нейросеть, алгоритмы которой благодаря постоянному обучению на протяжении последних двух лет позволяют выявлять все больше и больше тех, кто ведет себя подозрительно и неадекватно. В прошлом году ею было сделано 3% меток, в этом – 4% меток. Конечно же, это не более чем сигнал, и окончательное решение принимает человек, который обращает на него внимание. Однако именно нейросеть позволила, например, найти несколько работ, выполненных почерком, заметно отличающимся от того, которым были заполнены экзаменационные бланки. На этот случай у нас есть соответствующие регламенты реагирования, мы привлекаем экспертов-почерковедов.
В целом же, сделал вывод Анзор Ахмедович, ЕГЭ динамично развивается, совершенствуется, причем все изменения в нем происходят без резких скачков и болезненных рывков, с предварительным обсуждением. Рособрнадзор всегда готов выслушать критику в свой адрес, принять любое замечание, если все это направлено на улучшение процедуры и содержания экзамена. Как всегда, по завершении ЕГЭ, с 6 июля по 16 августа, ведомство принимает письма и сообщения граждан, в которых они могут высказывать свои идеи о том, что надо исправить в системе проведения экзамена, чтобы повысить его эффективность, объективность и качество.
– Могу с ходу привести несколько примеров нововведений, внедренных нами именно по итогам ваших обращений и рекомендаций, – сказал чиновник. – Это и переход на сдачу экзамена по ИКТ с бумаги на компьютер, и введение устной части в ЕГЭ по иностранному языку, и серьезные изменения в структуре ЕГЭ по литературе и истории, и итоговое сочинение. Во многом благодаря вашей конструктивной критике от былого ЕГЭ образца 2013 года осталась одна аббревиатура, экзамен очень сильно изменился, мы уходим от шаблонов и приближаемся к тому, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого школьника. А если кому-то ЕГЭ в принципе не нравится, что же, предлагайте, чем его можно заменить. Но я могу совершенно точно сказать: все ведущие страны, которые демонстрируют сегодня самые высокие результаты, работают именно в том же формате, что и мы. И не стоит обвинять нас в том, что мы все скопировали, это неправда, у нас свои подходы. В целом в мире нет концептуально такого порядка, как у нас. Ни в одной стране мира у учеников нет возможности подать апелляцию, во многих странах (в том же Китае) нет резервных дней, а у нас предусмотрены дополнительный период весной и вариант сдачи осенью.
Как рассказала Оксана Решетникова, действительно, если раньше ЕГЭ справедливо критиковали за то, что там надо было всего лишь поставить «галочку», выбрав один из предложенных варианты ответа, то теперь все это далеко позади. Оцениваются не только знания, но и способность применить их, функциональная грамотность. Мы уходим от шаблонов, появляется возможность излагать свое мнение, которое имеет право быть нестандартным и оригинальным, требуется умение систематизировать, анализировать, моделировать, демонстрировать разные способы работы со знаниями.
– Как известно, на экзамене по русскому языку были сняты ограничения на объем сочинений, изменены формулировки, усовершенствованы критерии оценки, – сообщила Оксана Александровна. – В целом ребята показали неплохое знание языка, приемлемые навыки работы с текстами, способность ясно излагать мысли. По литературе стало больше сдающих, повысилось количество высокобалльников. В КИМах по этому предмету за последние годы существенно расширены возможности проверки, появились задания, которые касаются сфер искусства, музыки, поэтому ребята могут проявить себя в этих областях. Однако до сих пор наблюдаются проблемы, например, с умением кратко передать содержание текста.
По математике и информатике наблюдается некоторое снижение количества участников, выбравших профильный экзамен. КИМы тут не изменились, но были структурные изменения по подготовке. Дети продемонстрировали заметный рост на участке высоких баллов. Есть проблемы с развернутым ответом по геометрии, из чего можно сделать вывод: чтобы их преодолеть, надо хорошо учиться в 8‑9‑х классах, а не только в 10‑11‑х.
Математика базового уровня тоже претерпела изменения. По сравнению с 2022 годом снизилось количество тех, кто не набрал минимального порога в 7 баллов. Лучше всего выполняли практико-ориентированные задания – расчеты, диаграммы. Но надо что-то делать с извечной проблемой, которая связана с невнимательностью: ребята не всегда понимают условия заданий просто потому, что не дочитали задание.
Стало заметно больше высокобалльников по информатике. Этот экзамен сдают на компьютерах, и количество желающих постоянно увеличивается. Большинство экзаменуемых показали прочные теоретические и практические знания, умения в области обработки информации. А типичные трудности вызывает банальное изменение сюжета уже знакомого задания, что приводит к «разрыву шаблона» у тех, кто пытался готовиться, просто механически отрабатывая массив заданий, без творческого подхода к процессу.
Результаты по физике, химии, биологии ниже ожидаемого, но не настолько, чтобы бить тревогу. Большинство участников экзамена по биологии справились с первой частью, все они умеют анализировать информацию. Оказалось, что очень хорошо ребята справляются с заданиями по генетике. И вообще, этот предмет за последние годы все больше и больше уходит от чисто знаниевого, двигаясь в сторону доказательной биологии, научного подхода. То же самое можно сказать и о физике, где мало перечислить данные и написать формулы, нужно уметь, например, объяснить движение спутников и заряженных частиц, интегрировать знания за весь курс. Химия в этом смысле более стабильна, но и тут в очередной раз оказалось, что для успешной сдачи экзамена по этому предмету нужно хорошо знать ту же математику, да и физику тоже.
По географии роста числа сдающих не наблюдается, хотя баллы в целом нормальные. В 2023 году произошло некоторое обновление в содержании КИМов, однако это не вызвало проблем. А вот главная трудность связана с умением уловить зависимость между компонентами природы, населения и хозяйства, знанием особенностей регионов и их значения для страны.
Обществознание как самый популярный экзамен по выбору показал, насколько пестрый контингент приходит на ЕГЭ. Тем не менее распределение баллов в целом нормальное, в этом году дети лучше ориентируются в правах и свободах граждан. Но почти 25% затрудняются в понимании, что такое федеративное, светское, союзное государство, каковы угрозы XXI века и т. д. И, как всегда, выпускники испытали затруднения в составлении плана ответа.
Что касается истории, здесь в КИМы были включены задания базового уровня сложности, которые касаются темы Великой Отечественной войны. Учитывая пожелания педагогической общественности, время выполнения работы увеличено со 180 до 210 минут. Задания стали более разнообразными, более нацеленными на проверку знаний и фактов истории. Хотя предстоит еще много поработать в плане изучения визуального ряда и изображений, которые касаются этой темы.
По иностранным языкам картина примерно такая же, как и в прошлом году. Хотя КИМы стали более дифференцированными по уровню владения языком. И это дало возможность проявить себя тем, кто выполнял сложные задания.
Напоследок Игорь Круглинский рассказал курьезный случай, который произошел на одном из пунктов сдачи ЕГЭ в посольской школе РФ в Эфиопии: туда внезапно нагрянула стая обезьян. Впрочем, «проверка» закончилась без последствий для сдающих.
Вадим МЕЛЕШКО
От редакции
Если у вас есть предложения по совершенствованию ЕГЭ, пишите на e-mail: ege2023@obrnadzor.gov.ru.
Комментарии