В нижегородской школе №154 трудится молодой специалист – учитель физики Ольга Николаевна Кирюхина. Педагогический стаж ее – всего три года, немного, по меркам опытных учителей, отдавших школе большую часть жизни. По меркам же людей молодых, три года – срок о-о-очень серьезный, а я бы добавила еще – показательный. То, что молодая девушка смогла продержаться так долго, не разочаровалась в себе и профессии, не устала от своих коллег и учеников, говорит о том, что вряд ли и в будущем она уйдет из школы. Мое предположение подтверждает и сама Ольга Николаевна.
– Уходить? Нет, об этом я и не думала. А где лучше, чем в школе? У меня много друзей, моих сверстников, работающих в офисах. Все они рассказывают о проблемах на работе, никому деньги просто так не даются. Возможно, мне работается во многом даже легче, комфортнее, чем им.Конечно, в том, что молодой специалист не смотрит «налево», не ищет себе лучшего места, есть немалая заслуга администрации и всего педколлектива школы. Ольгу Николаевну приняли очень хорошо, обеспечили посильной нагрузкой по предмету (20 часов и 4,5 часа надомников) и привлекли (за дополнительную плату, разумеется) к информатизации школы. Ольге Николаевне в силу склада характера и возраста нетрудно заниматься программированием, составлением расписания и ведением отчетности, поэтому и школе хорошо, и молодому педагогу неплохо – ощутимая прибавка к жалованью.Единственное, о чем Ольга Николаевна очень сожалеет, – дополнительная нагрузка требует времени. Теперь, когда она отвечает за информатизацию, у нее почти нет возможности заниматься физикой более углубленно. А без дополнительных кропотливых занятий своим предметом физик, как никто другой, быстро теряет форму и со временем становится «неиграющим тренером». Что это значит, поясню. Заветной мечтой Ольги Николаевны, как, наверное, и любого преподавателя физики, всегда была подготовка олимпиадников. Победители олимпиад – именно их наличием или отсутствием определяется подлинная ценность учителя физики. Ни категория, ни баллы на ЕГЭ не котируются так высоко, как победы на предметных конкурсах. А чтобы подготовить участника, нужно очень много знать и готовиться самому. Вот на это и нужно время, которого, увы, с каждым годом становится у Ольги Николаевны все меньше и меньше. Уже целый учебный год она ведет классное руководство. Признается, что сама бы ни за что не взяла – слишком велика ответственность, а материнского опыта, позволяющего чувствовать многие моменты рефлекторно, у нее пока нет. Но выбора не было, пришлось согласиться. Теперь Ольга Николаевна привыкла к своим семиклассникам, а поначалу ей было довольно трудно. Если с учениками старших классов у нее никогда не возникало проблем, то эти, маленькие, доставляли столько переживаний и хлопот, что постоянное беспокойство за них и непроходимое внутреннее напряжение чуть было не привели к неврозу. Ольге Николаевне казалось, что если она чуть ослабит внимание и отвлечется от своих классных обязанностей, с детьми что-то произойдет. Повышенная тревожность часто сопровождает людей гиперответственных и добросовестных. А Ольга Николаевна принадлежит именно к этой категории. Если она берется за что-то, можно не сомневаться – сделает в срок и качественно, пусть это потребует напряжения сил и бессонной ночи. В первый год работы в школе она поняла, что значит одна параллель и один физик в школе. Вся подготовка была ее, к тому же пришлось с детьми готовить доклады на конференцию НОУ, заниматься с выпускниками подготовкой к ЕГЭ. В ее школе ежегодно выбирают физику 7-8 человек (по меркам обычной, не физико-математической школы это много, биологию и географию, например, либо не выбирают, либо выбирает один человек). Ольга Николаевна считает, что свой выбор старшеклассники делают во многом благодаря тому, что… совсем не боятся физики. В отличие от многих других учителей (я имею в виду не учителей 154-й школы, а вообще педагогов-предметников) Ольга Николаевна не запугивает детей сложными задачами и большим объемом знаний, который требует ЕГЭ. Наоборот, имея опыт решения непростых задач, она понимает, как важно дать ребенку не только верное направление, но и возможность разобраться самому – самостоятельно найти вариант решения. Часто на уроках она вместе с ребятами ищет наиболее оптимальный путь, тем самым давая им понять, что физика – не отвердевший набор готовых формул, а сложная и очень интересная наука, благодатная сфера приложения интеллекта. Ребята это ценят и… выбирают на едином государственном экзамене физику.На мой вопрос о том, почему Ольга Николаевна выбрала сложный и не женский, в общем-то, предмет, она ответила искренне:- Все получилось случайно. По всем предметам я училась хорошо. Мне очень нравились и математика, и литература, увлекал и русский язык. Но я всегда сомневалась в своих силах, поэтому, приехав поступать в педагогический университет, выбрала факультет, где был самый маленький конкурс. Физику в педагогическом сегодня мало кто выбирает. В последние два-три года вообще идет недобор. Связано это с тем, что за те часы, которые остались в школе, дать ее на требуемом в вузе уровне невозможно. Те, у кого-то есть возможность заниматься с репетиторами, в педагогический не идут. Их ждут факультеты классических исследовательских университетов. Я могу сказать, что мне повезло, у меня был очень хороший учитель физики – Светлана Николаевна Кудряшова, поэтому и в институте мне было учиться легко и интересно. А еще свою роль в том, что я захотела пойти в школу, сыграла встреча с преподавателем педагогики Еленой Вячеславовной Ханжиной, которая очень увлеченно рассказывала нам, студентам, разные школьные истории, приводила яркие примеры из своего педагогического опыта, заставляла нас разбираться в различных ситуациях, имевших место в действительности. Все это не прошло даром. Чем ближе был выпуск, тем больше хотелось нам идти в школу. Кроме того, у нас была большая практика. И на третьем, и на четвертом, и на пятом, и на шестом курсах (получив степень бакалавра, Ольга Николаевна продолжила обучение в магистратуре. – В.К.) практика проходила в разных школах. Так называемую активную практику довелось пройти в гимназии №1, это гимназия гуманитарная, так называемая немецкая. Плюсом было то, что она находится в самом центре города, рядом с педуниверситетом, но был и один, но очень большой минус. Гимназисты нацелены на изучение языков, получение гуманитарных знаний, поэтому к физике относятся, мягко говоря, с полным пренебрежением. Мне было довольно трудно, особенно поначалу. Но теперь вижу, что эта практика стала для меня хорошей школой. Я изо всех сил искала подход к особенным, гуманитарным, детям. Хотелось заинтересовать их, заставить слушать. Я понимала, что просто моих знаний, пусть даже хороших, будет недостаточно, нужны какие-то чисто эмоциональные зацепки. Переживала, не спала ночами, ходила советоваться к руководителю практики. И вот вдвоем мы придумали необычный ход – решили опереться на их же интерес к языкам. Я придумывала задачи на немецком языке (разумеется, с переводом мне помогали учителя гимназии), используя в них реалии немецкоговорящих стран. И интерес ко мне, а значит, и к моему предмету пробудился. Дети оторвали глаза от своих неотложных дел и сотовых телефонов и стали меня слушать. Это была моя первая победа. Кстати, моя руководитель практики предложила мне обобщить этот опыт в моей магистерской работе, что я и сделала. Жаль, что в школе, где работаю сейчас, он не востребован, я предлагала использовать некоторые его элементы, но не получила одобрения и поддержки. Была у меня и крупная неудача, которую пришлось пережить. Как молодого специалиста меня направили на районный конкурс классных руководителей. Мы готовились добросовестно и дружно, ребята и родители меня очень поддерживали. На конкурсе, нам казалось, мы выступили очень хорошо, зал нам аплодировал чуть ли не стоя. Глядя на выступления соперников, мы были почти уверены, что займем если не первое, то призовое место… Но, увы, когда объявляли итоги, мы оказались последними. По-видимому, жюри заранее расписало места (потом уже опытные коллеги, успокаивая меня, объяснили, что это бывает почти на каждом конкурсе, что в расчет берутся совершенно другие критерии и мнение зала никогда не учитывается). Как бы то ни было, это был удар для всех нас. Ни в этот день, ни на следующий я не могла смотреть детям в глаза – мне было стыдно, хотя я ни в чем не была виновата. Но для себя решила: больше никогда никаких конкурсов.В целом же Ольга Николаевна довольна своей работой, она производит впечатление гармоничного и вполне счастливого человека, у которого все хорошо и все получается. Год назад, как раз в июле, Ольга Николаевна вышла замуж, недавно молодые супруги переехали из съемной пусть в небольшую, но собственную квартиру, теперь Ольга Николаевна и ее муж мечтают о детях. И дай Бог, чтобы мечты сбылись.
Комментарии