search
main
0

Ух, дороги: вот это да!

Точка отсчета для дальнейшего развития дорожного дела

Музей «История автомобильных дорог России» открыт в 2000 году в Московском автомобильно-дорожном колледже имени А.А.Николаева. Главное назначение музея – обобщение и сохранение истории развития дорожного хозяйства России, пропаганда и использование богатого опыта прошлых поколений дорожников для подготовки и воспитания современных специалистов, повышение квалификации инженерно-технических кадров отрасли.

Сегодня невозможно представить полноценный образовательный процесс в отрыве от музейной деятельности, которая является не только одной из форм дополнительного образования, но выступает и как педагогическая лаборатория сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды исторических материалов. Деятельность музеев предусматривает формирование и развитие у молодежи социально значимых ценностей, активной жизненной позиции, сохранение и приумножение культурных традиций прошлых лет.

В то же время современная тенденция развития музейного дела показывает, что существенную роль начинают играть музеи технической направленности с необходимым мультимедийным оборудованием для погружения в тему представленных экспозиций. Такое существенное дополнение к музейным материалам позволяет посетителям не только ознакомиться с документами, артефактами, но и погрузиться в атмосферу прошлых лет, стать мысленным соучастником далеких событий.

В настоящее время позиционирование музейной деятельности претерпело глубокие изменения: современный музей – это место, где можно интересно провести досуг, используя интерактивные и игровые методы в познавательной деятельности, и даже конструировать различные модели и макеты.

Музей «История автомобильных дорог России» – это полноценное образовательное пространство, где обучающиеся могут ознакомиться с различными документами, наглядными моделями и другими экспонатами. Экспозиция музея рассказывает не только об истории строительства автомобильных дорог России, но и о современном развитии этой важнейшей отрасли экономики страны. Фонд музея насчитывает более 3,5 тысячи экспонатов. Экспозиция размещена в трех залах. Музей колледжа поистине уникален, так как это единственный в Москве музей подобного направления.

Экспонаты музея систематизированы по темам, отражающим прошлое и настоящее дорожного дела в России: «История зарождения сухопутных путей сообщения Древней Руси», «Развитие сети гужевых дорог», «История шоссейных и автомобильных дорог XV-XX веков и начала XXI века». Здесь представлены копии архивных документов начального периода создания сети сухопутных дорог Российского государства и органов управления дорожным хозяйством страны, в том числе указ Сената 1848 года об установлении дорожного сбора, что явилось прообразом современных платных дорог.

Собранные в музее и художественно оформленные документы, фотографии, схемы, карты автомобильных дорог, макеты действующих и строящихся магистралей и мостов, образцы дорожной техники и другие экспонаты – от первого указа Ярослава Мудрого до макетов современных мостов – подробно освещают историю и развитие строительства автомобильных дорог.

Особое место в выставочной экспозиции отведено первой дороге Москва – Санкт-Петербург, построенной по указанию Петра I по конкретному единому проекту.1746 год, год окончания ее строительства, принято считать датой рождения дорожной отрасли в России.

Представлен целый рад макетов искусственных сооружений, построенных на разных территориях нашей страны. Экспонируется макет Иверской часовни, перед которой на Манежной площади в год 250‑летия дорожной отрасли установлен репер нулевого отсчета километража всех автомагистралей, выходящих из столицы.

Вызывают интерес посетителей модели дорожных машины и механизмов, которыми в разное время были оснащены дорожно-строительные и эксплуатационные организации и предприятия, – от первых промышленных образцов до современных машин, в том числе зарубежных. Экспонируются образцы дорожных знаков – от деревянных, 40‑х годов, до современных, светоотражающих, а также геодезические приборы разных поколений.

Достойное внимание уделено разделу «Отечественная война 1941-1945 гг.», содержащему материалы о дорожном обеспечении главных военных операций разных фронтов, в том числе о Дороге жизни через Ладожское озеро, о героическом труде воинов-дорожников в годы Великой Отечественной войны, о вкладе дорожников в дело Победы, о ветеранах дорожных войск.

Особое место занимает экспозиция о жизни и деятельности Алексея Александровича Николаева, первого министра автомобильных дорог Российской Федерации, выпускника колледжа первого выпуска. Это имя носит учебное заведение. В зале «Рабочий кабинет А.А.Николаева» размещены материалы о его жизни и деятельности: личные вещи и документы. Творческий путь Алексея Александровича является самым достойным примером для студенчества.

Экспозиция музея постоянно развивается, причем в создании макетов мостов и транспортных сооружений активно участвуют сами студенты. Постоянно обновляются материалы на тему «Строительство автомобильных дорог – вчера, сегодня, завтра!»: о реконструкции МКАД, ЦКАД и других дорог в нашей стране, расширяется экспозиция «Дорогами войны». Актив музея ведет исследовательскую, поисковую работу.

В залах музея регулярно проводятся экскурсии как для студентов колледжа, так и для школьников столицы. Здесь организуются встречи с ветеранами дорожной отрасли, педагогического труда, выпускниками колледжа, со специалистами, которые сегодня строят автомобильные дороги, мосты и аэродромы. Экспозиция никого не оставит равнодушным: ни первоклашек, ни ветеранов, когда-то строивших дороги, ни студентов, которым только предстоит их строить и претворять в жизнь национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», ни тех, кто будет по этим дорогам ездить.

Осмотр экспозиций вызывает чувство гордости за ту громадную работу, которая выполняется в нашей стране в борьбе с бездорожьем. Музей, открывшийся в канун нового столетия, имеет не только информационно-познавательное значение для современного поколения дорожников, но служит также точкой отсчета для дальнейшего развития дорожного дела в России.

Сохраняя свой классический вид, музей расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг: разрабатываются образовательные программы, ориентированные на межличностные и межгрупповые взаимодействия людей разных возрастных групп (школа – колледж – предприятие – ветераны); музейными средствами осуществляется социальная реабилитация людей (детей) с ограниченными возможностями здоровья; создается единое образовательное пространство: музей, лаборатории, компьютерные классы, мастерские, библиотека колледжа.

Музейно-образовательная среда позволяет сочетать образовательный процесс с эстетическим наслаждением, что является привлекательным фактором для создания на базе музея площадки дополнительного образования.

Социокультурное пространство музея играет активную роль в социализации личности, формировании активной жизненной позиции, приобщении к культурному наследию нашей страны, вовлечении обучающихся в поисковую, краеведческую, игровую и иные формы активности; позволяет сочетать открытость и доброжелательность, что благотворно влияет на формирование коммуникативных контактов между посетителями.

На наш взгляд, современный музей – это место, где можно не только интересно провести досуг, используя интерактивные и активные методы познавательной деятельности, но и общаться, не замыкаться в себе у монитора компьютера, делиться своими эмоциями, знаниями, впечатлениями с окружающими, изучать нашу историю в различных аспектах, чтобы стать достойным гражданином России.

Илья ЗЛОБИН, преподаватель истории Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А.А.Николаева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте