От отношений в коллективе во многом зависит качество любой работы. Особенно если связана она не с машинами или бумагами, а с постоянным общением с детьми. Когда учитель входит в класс, все личные проблемы и тревоги должны остаться за дверью. Поэтому для педагога огромное значение имеет возможность рассчитывать на поддержку и понимание коллег. Создать в коллективе атмосферу взаимоуважения и доверия – в этом видит одну из своих главных задач профсоюзный комитет школы №161 станции Входная Омской области.
Среди первичек, относящихся к Ленинскому райкому Профсоюза работников народного образования и науки, она по праву считается одной из лучших. Сотрудники школы уверены, что, с какой бы проблемой они ни обратились в профком, им всегда подскажут способ ее решения, дадут квалифицированную правовую консультацию, да и просто по-человечески посочувствуют.
В феврале нынешнего года в школе заключен новый коллективный договор. По оценке райкома профсоюза, составлен он очень грамотно и вполне может служить образцом для других образовательных учреждений. А это тоже один из ярких показателей работы профорганизации. В колдоговоре установлены сроки выдачи зарплаты, есть пункты, касающиеся охраны труда, материальной помощи сотрудникам, предусмотрены гарантии для молодых педагогов, обучающихся без отрыва от производства, существует и положение о премировании. Профсоюзный комитет и руководство школы постарались учесть все нюансы, связанные с трудом педагогов. К примеру, четко обозначено, что дни, когда класс пустует из-за морозов, учителям должны обязательно оплачиваться, так как они все равно находятся на рабочем месте. И никаких споров по этому вопросу, убежден профком, быть не может: в небесной канцелярии свои законы, а в колдоговоре свои.
Несмотря на высокую оценку, данную первичке райкомом профсоюза, председатель профкома школы №161 Ольга Михайловна Дольникова не считает свою работу какой-то особенной. Так, по ее мнению, должно быть в любой школе.
– Раз люди оказывают доверие, – отмечает она, – нужно его оправдывать. А как иначе? Конечно, ответственность на мне и других членах профкома (нас семь человек) лежит очень большая. Чтобы помогать коллегам в решении проблем, нужно во многом разбираться, постоянно заниматься самообразованием, как говорится, держать руку на пульсе. Любые изменения в трудовом законодательстве не должны проходить мимо нас – их нужно изучить, а потом донести до коллектива. Большую поддержку в этом нам оказывают райком и обком профсоюза, регулярно проводят обучающие семинары. А когда мы подкованы юридически, и с руководством школы легче наладить взаимопонимание – разговор получается толковый, заинтересованный. Очень часто педагоги обращаются в профком с вопросами, касающимися льгот на получение жилья. Мы объясняем людям, какие документы нужно собрать, куда с ними пойти. Радует, что в последнее время эта проблема благодаря региональному правительству стала постепенно решаться: за прошлый и нынешний годы у нас в школе четыре педагога улучшили жилищные условия. Нередко нам приходится участвовать и в регулировании различных моментов, связанных с расписанием уроков, – стараемся сделать так, чтобы удобно было всем.
В канун праздников, юбилеев также благодаря профсоюзному комитету никто в школе №161 не остается без поздравлений. Торжественные концерты (в том числе и с участием учеников), подарки учителям давно стали доброй традицией. Перед Днем пожилых людей здесь встречаются педагоги, ушедшие на заслуженный отдых, и вспоминают о прошлом за чашкой чая. Преемственности поколений в 161-й вообще уделяют особое внимание. Конечно, молодых сюда сейчас, как и в любую школу, приходит немного. Но все же они есть. За тем, кто делает свои первые шаги в педагогике, обязательно закрепляется наставник. Хотя, по словам Ольги Дольниковой, молодежь без стеснения может обращаться к любому опытному сотруднику – в совете никогда не откажут.
– В школе чувствуется атмосфера неравнодушия, – делится впечатлениями председатель Ленинского райкома Профсоюза работников народного образования и науки Галина Николаевна Тебенькова. – Во многом, конечно, это заслуга Ольги Михайловны. Когда идешь с ней по коридору, ее без конца останавливают, обращаются с вопросами, и ни один не остается без ответа. Время она умеет найти на все, хотя помимо профсоюзной работы у нее и других обязанностей хватает: руководство начальным классом – дело тоже нелегкое. Пожалуй, в школе нет проблем, решаемых без участия профкома. Вот недавно, в частности, благодаря и его хлопотам был отремонтирован кабинет физики. А это доказывает заботу не только об учителях, но и об учениках.
Любую информацию о деятельности профорганизации, а также обо всем, что касается педагогов региона, каждый сотрудник школы №161 может прочесть на профсоюзном стенде, который постоянно обновляется. Есть здесь полезные адреса и телефоны. Архивные документы профкома в полном порядке хранятся в специально отведенном для этого помещении.
В профсоюзе состоят абсолютно все педагогические работники школы. Исключение составляют только совместители. Впрочем, некоторые из них, а также представители техперсонала нередко изъявляют желание вступить в профсоюз – и всех, конечно, принимают. А уговаривать никого еще ни разу не приходилось. Просто было незачем. Люди сами уже не раз на конкретных примерах убеждались в способности профорганизации отстаивать их социально-трудовые права и гарантии. Часто коллектив вспоминает, как в 2000 году, в том числе благодаря письмам, направленным профкомом в различные инстанции (как раз тогда его возглавила Ольга Дольникова), учителям школы удалось вернуть право на 25-процентную прибавку к зарплате как работающим в местности, удаленной от города. Этой льготы они в свое время были лишены под предлогом того, что станция Входная не является сельской территорией. Но одно дело – статус на бумаге, и совсем другое – реальное положение вещей. Как рассказывает Ольга Михайловна, жители и с транспортом трудности испытывали, и продукты здесь были подороже, чем в городе. Словом, не без участия профкома справедливость удалось восстановить.
Вряд ли кто-то поспорит с тем, что все, что профсоюзная организация делает для педагогов, в конечном итоге отражается и на учениках, и на образовательном процессе в целом. Насколько комфортно будут чувствовать себя учителя в коллективе, настолько же комфортно будет в классе детям.
Е.ГЕНЕРАЛОВА, Омск
Комментарии