Экономические преобразования в стране, развитие рыночных отношений требуют серьезной как экономической, так и психологической подготовки людей. С одной стороны, это приобретение элементарных сведений из области экономики, с другой – перестройка собственной психологии.
Одним из наиболее эффективных способов решения этих проблем является игровое моделирование реальных экономических отношений, позволяющее путем создания специфической игровой атмосферы обеспечить усвоение экономических понятий и активное включение учеников в новую систему экономических взаимоотношений.
Сюжет игры: ученики делятся на 2 команды-фирмы, состоящие из 5-10 человек. Они должны выдержать конкуренцию в 8 предлагаемых конкурсах и зарабатывать в каждом из них денежки – “скруджики” (так будет называться игровая валюта). Фирма, заработавшая большее количество скруджиков за всю игру, становится победителем, получает путевку в Дисней-ленд. Саму игру-соревнование организует приехавший диснеевский герой Скрудж Магдаг. Скруджики изготавливаются заранее.
Содержание игры.
1. Выдача лицензии.
2. Презентация фирм.
3. Рекламный курьер.
4. комментарий к пословице.
5. Экономические задачи.
6. Экономическая викторина.
Первый конкурс “Приобретение лицензии”
Лицензия-разрешение на существование. Командам предлагается ответить на ряд экономических вопросов. Чтобы приобрести лицензию, достаточно назвать 3 правильных ответа из серии вопросов. Вопросы задаются по очереди:
– Крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности. (Банк)
– Как называются иностранные деньги? (Валюта)
– То, что взято взаймы с последующей отдачей. (Долг)
– Денежная единица Америки. (Доллар)
– Драгоценный металл. (Золото)
– Ввоз в страну иностранных товаров. (Импорт)
– Соперничество, состязание на рынке. (Конкуренция)
– Розыгрыш по билетам. (Лотерея)
– Объявление, извещение о товаре, услуге. (Реклама)
– Несгораемый металлический ящик для хранения денег. (Сейф)
Будет прекрасно, если руководитель заранее подготовит оригинальные лицензии, которые вручаются фирмам. Дается также начальный капитал – 5 скруджиков.
Второй конкурс “Презентация фирм”
Команды дают название, девиз своей фирме и представляются. Кто сможет интереснее себя зарекомендовать – 5 скруджиков, за 2-е место – 4 скруджика. Время на обсуждение – 2 минуты.
Варианты названий фирм и девизов:
“Коммерсанты”: Мы коммерсанты рыночного века,
В наших руках судьба человека,
“Мы”: Когда мы едины, –
Мы непобедимы.
“Оба-на!”: Мы не панки, не шпана
Мы же – фирма “Оба-на”.
“Неугомон!”: Скуку, лень из сердца вон, –
Наша фирма – “Неугомон”.
“Philips”: Измени себя к лучшему.
“БЭМС”: Боевые. Энергичные. Молодые. Симпатичные.
“Sprite”: Не дадим себе засохнуть.
“Новое поколение”: Не доволен – возражай.
Возражаешь – предлагай.
Предлагаешь – делай,
Берись за дело смело!
Третий конкурс “Рекламный курьер”
Задача игроков – интересно прорекламировать указанные предметы (например, носовой платок, туалетную бумагу, кошелек). Время на подготовку – 3 минуты. Реклама должна быть яркой, впечатляющей, стимулирующей сбыт. Кому лучше удастся прорекламировать товар, Скрудж вручает 5 скруджиков, за
2-е место – 4 скруджика.
Четвертый конкурс “Комментарий к пословице”
Капитаны команд стараются дать экономический комментарий к пословице.
Время на подготовку – 1 минута. За лучший, правильный комментарий – 5 скруджиков, за 2-е место – 4 скруджика.
Варианты пословиц:
Деньги любят счет.
Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
Уговор дороже денег.
Копейка рубль бережет.
Долго спать, с долгом встать.
Пятый конкурс “Экономические задачи”
Фирмам предлагается решить несколько логических задач:
1. Вам необходимо купить товары, которые перечислены в левом столбике. В правом столбике указаны места, где можно купить различные товары; укажите, в каком из этих мест можно купить нужные товары:
1. Пепси-кола
2. Велосипед
3. Молоко
4. Игрушки
5. Шоколад
6. Хлеб
7. Виноград
8. Сыр
9. Яблоки
1. Вещевой рынок
2. Ярмарка
3. Универсам
4. Промтоварный магазин
5. Сельскохозяйственный рынок
6. Продовольственный магазин
7. Продовольственная палатка.
2. “Вставь буквы”. На доске или в карточке записаны слова, в которых пропущены буквы, участники должны вставить их и разгадать слова – экономические термины:
пр_дпр_н_м_т_ль
_кц_н
ф_рм_
_кц_
т_в_р
р_бль
3. “Исключи лишнее”. Фирмы должны найти признак, по которому и исключат из цепочки лишнее слово:
Хлеб, песни, цена, рубль
Инженер, производство, чертежи, ресторан.
Магазин, продукты, огонь, одежда.
Деньги, радость, заработная плата, доходы.
Каждое задание можно дать фирмам на карточках. Время – 3 минуты. За каждую правильно решенную задачу – по 2 скруджика.
Шестой конкурс. Проводится “Экономическая викторина”
Аудитории задается конкретный вопрос определенного достоинства. За правильный ответ фирма получает премию в зависимости от сложности вопроса. Право на ответ имеет фирма, быстрее поднявшая руку.
1. Крупный шантажист, вымогатель, гангстер (рэкетир) – 1 скруджик.
2. То, что является предметом торговли. (товар) – 3 скруджика.
3. Магазин, где продаются различные промышленные товары. (универмаг) – 2 скруджика.
4. Что дороже: золото или серебро? (золото) – 1 скруджик.
5. Что производит фирма “Адидас”? (спортивную одежду и обувь) – 1 скруджик.
6. Стоимость товара, выраженная в деньгах. (цена) – 3 скруджика
7. Назовите 5 марок легковых автомобилей – 1 скруджик.
8. Что такое черное золото? (Нефть) – 1 скруджик.
9. Назовите 3 крупные японские фирмы. – 1 скруджик.
10. Сколько центов в одном долларе? (Сто) – 2 скруджика.
11. Бог торговли в древней Греции? (Гермес) – 2 скруджика.
12. Что такое прибыль? (Это разность общей выручки и издержек) – 3 скруджика.
13. Что продается на фондовой бирже? (Ценные бумаги, акции, облигации) – 3 скруджика.
14. Что такое “инвестиции”? (Капиталовложения) – 3 скруджика.
Подсчитываются у каждой фирмы скруджики. По количеству набранных скруджиков определяется победитель, вручаются призы.
Сергей ТИТОВ,
преподаватель экономики и общетехнических дисциплин педагогического колледжа
Мензелинск,
Республика Татарстан
Комментарии