Успех всех педагогических начинаний и реформ зависит от учителя, от его профессиональных компетенций, широкого кругозора и, главное, от умения и желания любить детей. Сегодня, когда идет внедрение новых ФГОС, когда, по сути, меняются подходы к преподаванию и использованию педагогических технологий, особенно актуальна задача повышения квалификации учителя. О том, что педагог, дабы иметь право учить, должен постоянно учиться сам, говорят давно. Эта истина стала прописной и не требует доказательств. Однако тем не менее учатся далеко не все, у кого-то нет времени, кому-то мешают домашние дела, кто-то считает, что и так знает все. В 1779-й прогимназии учатся всем коллективом: курсы повышения квалификации, семинары, конференции, профессиональные конкурсы, участие в проектах прочно вошли в жизнь каждого педагога. Более того, оказалось, что практически весь коллектив прогимназии – 25 человек (всего здесь работают 29 учителей, вместе с другими специалистами и техническими сотрудниками – 49) – студенты МПГУ по специальности «тьютор в образовании».
– Для нас очень важно, чтобы наши педагоги были не просто высококвалифицированными специалистами, но и имели способность и желание к постоянному обучению, – говорит завуч по учебно-воспитательной работе, курирующая инновационную деятельность, Светлана Анатольевна Харлакевич. – Умение учиться для учителя – одно из важнейших качеств, кстати, при приеме на работу мы отдаем предпочтение именно тем педагогам, которых не страшит учеба. К повышению квалификации мы подходим серьезно, от этого зависит успешность нашей работы, которая скажется в будущем на судьбах детей. Мы выстроили нашу систему повышения квалификации по двум направлениям – внешнему и внутреннему. Внешнее направление связано прежде всего с Московским институтом открытого образования, там на курсах «Реализация технологии индивидуального обучения в образовательном процессе начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС» все наши учителя освоили три модуля «Повышение ИКТ-компетентности учителя начальной школы». Наши учителя иностранного языка сейчас осваивают новый комплект учебников, в связи с этим они проходят обучение на курсах «Коммуникативно-компетентностный подход в обучении младших школьников в образовательной школе «Оксфордское качество». Кроме МИОО наши учителя проходят обучение на курсах в Московском центре качества образования, нас особенно привлекают курсы по проектному управлению в образовательном учреждении, по управлению качеством образования в начальной школе, а также по формированию модели оценки качества в начальной школе. Такие курсы просто жизненно необходимы в связи с переходом на новый стандарт. Учителя серьезно загружены, поэтому мы стараемся из большого выбора различных курсов предложить педагогу именно то направление, которое поможет ему в его работе.- Светлана Анатольевна, расскажите о том, как практически весь ваш коллектив попал в студенты МПГУ.- Мы уже четвертый год члены Тьюторской ассоциации, возглавляемой профессором МПГУ Татьяной Михайловной Ковалевой. Конечно, в России до сих пор понятие «тьютор» для большинства непривычное, однако хорошо уже и то, что эта профессия вошла в перечень педагогических специальностей, в МПГУ стали готовить тьюторов, вот мы и решили пройти такой двухлетний курс и получить еще один диплом высшего образования по специальности «тьютор в образовании». Так как у нас, по сути, полная группа, преподаватели приезжают к нам в прогимназию, мы занимаемся по субботам, выполняем все необходимые работы и проекты, с удовольствием учимся новому. Сегодня без тьюторских знаний не обойтись, ведь роль учителя поменялась: он не единственный источник знаний для ребенка, а зачастую – консультант, помощник, призванный сориентировать ребенка в море информации, помочь ребенку в его индивидуальном продвижении. Кстати, тьюторы нужны не только детям, но и учителям. Так, у нас есть штатный тьютор, помогающий педагогам освоить все премудрости ИКТ, -Татьяна Николаевна Гелашвили. Работая в пилотном проекте по компетентностному подходу в начальной школе, мы создавали ИКТ-насыщенную и предметную среду. Нам пришлось осваивать новые компетенции: перейти на операционную систему MAСOS, овладеть новыми программами, такими как «Логомиры», «Garageband», «Imovie». Сегодня к учителю предъявляется много новых требований, он должен научить ребенка сделать видеосъемку, снять видеоролик, создать мультфильм или записать звук. Курсов недостаточно для освоения этих видов деятельности. Тут нужна кропотливая работа на рабочем месте, причем в индивидуальном порядке. Именно так и работает Татьяна Николаевна, подстраиваясь под рабочий график наших педагогов. Причем она не только помогает учителям осваивать различные программы и ИКТ-технологии, но и сопровождает их в индивидуальном продвижении. Программа работы с каждым индивидуальна, в ее процессе складываются творческие группы, возникают и обсуждаются проблемы. В тех школах, где нет такого человека, возникнет немало трудностей, им еще долго придется продвигаться к заветной цели.- Получается, индивидуальная работа с тьютором – один из наиболее эффективных способов повышения квалификации?- Наибольший эффект достигается, на мой взгляд, при умелом сочетании внешней и внутренней системы повышения квалификации. У нас в прогимназии есть также внутренняя система семинаров, когда педагоги объединяются в творческие группы, работающие по той или иной технологии. Они показывают для своих коллег фрагменты уроков, таким образом, посещая уроки, где демонстрируются разные педагогические технологии, мы повышаем свою квалификацию, не выходя за пределы прогимназии. У нас есть еще два важных курса – «Формирование у учащихся оценочной деятельности на уроках» (тьютор Светлана Анатольевна Харлакевич) и «Приемы работы с текстом в начальной школе» (тьютор Елена Сергеевна Лебедева). Умение быть в состоянии рефлексии – необходимое условие развития личности. В начальной школе очень важно научить ребенка не просто технике чтения, но и пониманию прочитанного, умению выделять главное, делать выводы. Если этому не научить сейчас, в средней школе ребенок обречен на неуспеваемость, там читать придется много, кроме того, нужно быстро извлекать нужную информацию из текста….Успех выстроенной в прогимназии системы повышения квалификации кроется прежде всего в том, что желанием совершенствоваться, двигаться увлечены все. Никого не надо заставлять и уговаривать, учиться здесь так же естественно, как и учить… Кстати, уже прощаясь с педагогами прогимназии, я узнала, что в ближайшем будущем все они всерьез займутся английским языком. Находясь в открытом педагогическом сообществе, учитель сегодня испытывает потребность в расширении возможности навигации в открытом образовательном пространстве. Уже завтра в мультикультурном мире будет востребован не просто учитель музыки, окружающего мира или математики, а учитель, который может преподавать свой предмет и на иностранном языке. Наши учителя почувствовали острую необходимость в совершенствовании коммуникативных навыков на английском языке. Так и возникла идея совершенствовать язык на рабочем месте, а обучать их будет кафедра английского языка прогимназии.
Комментарии