Характерным признаком новой этнополитической и социально-психологической реальности стал рост этнических миграций. Значимость изучения психологической адаптации мигрантов к иной культурной среде обуславливается чрезвычайной потребностью в продуманной, научно обоснованной государственной миграционной политике.
Дети-мигранты относятся к наиболее сложной части населения, имеющего жизненные проблемы. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а следовательно, и разрушением нормального образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. Поэтому актуальная задача сегодня – создание условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование.
В клинской школе №4 состоялся семинар «Проблемы обучения детей-мигрантов в школе с русским языком обучения», на котором были даны мастер-класс и открытые уроки. Проблема обучения детей-мигрантов русскому языку, овладения живой устной речью как средством общения, получения знаний по разным предметам рассматривалась под разными углами.
Второй год при содействии Управления образования Клинского района, МГОУ школа работает в муниципальном эксперименте по теме «Особенности обучения детей-мигрантов в школе с русским языком обучения». Педагогический коллектив решает образовательную задачу, заключающуюся в развитии целостного восприятия окружающего мира, представлений о человеке и обществе, обогащении лексического запаса детей-мигрантов. Реализация развивающей задачи предполагает формирование элементарной эрудиции учащегося, его общей культуры. А воспитательная задача – социализация школьников, воспитание эмоционально-положительного взгляда на жизнь, формирование нравственных и эстетических чувств.
Работа началась с изучения численного состава детей-мигрантов в образовательном учреждении и языковых групп. В школе обучаются 62 ученика-мигранта, что составляет 18 процентов, 12 национальностей: армяне, азербайджанцы, гагаузы, дагестанцы, даргинцы, корейцы, лезгины, молдаване, таджики, татары, узбеки, украинцы.
Была проведена диагностика исходного уровня владения русским языком. Результаты проверки показали, что не владеют русским языком или слабо владеют в основном ученики начальной школы. Чаще всего учителя сталкиваются с акцентологическими ошибками, допускаемыми такими учащимися: неправильная постановка ударения, употребление мягких согласных вместо твердых. Стараясь быстро говорить по-русски, дети «глотают» окончания слов и даже целые слова. От этого речь становится бессвязной и непонятной окружающим.
Учащиеся среднего и старшего звена испытывают трудности при употреблении исконно русских слов, диалектных слов, историзмов, значение которых не понимают.
Слабое владение русским языком напрямую отражается на понимании учебной информации по различным предметным областям базисного учебного плана детей-мигрантов. Также практика показала, что фактор погружения в русскоязычную среду не служит достаточным для формирования правописных навыков и коммуникативной компетенции детей-мигрантов.
На базе школы организован лекторий для родителей с целью оказания им консультативной помощи по поддержке в домашних условиях обучения детей русскому языку.
Большое внимание в ходе экспериментальной работы уделяется коммуникативной успешности детей-мигрантов в межличностном общении со сверстниками. Одно из направлений воспитательной работы школы – программа, направленная на адаптацию детей-мигрантов среди других школьников.
Все ребята вовлечены в программы «Интеллект», «Выбираю здоровье!», а также в традиционные общешкольные и классные мероприятия.
Достижения учащихся различных национальностей в мероприятиях школы и района размещаются на стенде «Уголок интернациональной дружбы».
Эксперимент показал, что такая форма работы создает в школе доброжелательный микроклимат, активную жизненную позицию многих учеников-мигрантов.
Марина МИЩЕРИНА, директор Ресурсного центра русского языка МГОУ, Клинский район
Комментарии