Данный классный час разработан для учащихся 4-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. В ходе путешествия хозяин тропы Дед Природовед знакомит детей с уголками родного края. Учащиеся узнают о проблемах экотропы. В весенне-летний период дети посетят остановки экотропы совместно с работником краеведческого музея, смогут увидеть красивейшие места поселения.
Важнейшее средство экологического образования – организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума. Но любовь к природе, особенно у детей, не приходит сама собой, ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания подростком, а затем и взрослым, состава нарушения поведения в окружающей природе. Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых, сохранение природы в прилегающей зоне. Цель: формирование экологической культуры младших школьников, воспитание у них бережного отношения к природе.Задачи: – формировать знания об объектах экологической тропы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром; – развивать эстетические чувства (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее); – развивать любознательность детей, кругозор, умение делать выводы; – воспитывать основы экологической культуры школьников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю.Оборудование: слайдовое сопровождение, гость Дед Природовед, сообщение ученика о сроках разложения мусора, дидактический материал по экологии «Береги живое», выставка плакатов «Страна экология», родниковая вода.Ход занятияI. Организационный момент Слайд – природа Киселевского поселения. Звучит музыка, в класс входит Дед Природовед.Дед Природовед: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! (Дети здороваются с гостем.) Меня зовут Дед Природовед. Я хозяин экологической тропы, которая проходит в Суксунском районе, в Киселевском поселении, где находится ваша школа. Всех! Всех! Всех, кто любит природу, знает свой край и стремится сделать нашу планету чище и красивее, приглашаю в увлекательное путешествие по экологической тропе.Учитель: Спасибо, Дед Природовед, за приглашение. Ребята, поднимите руки, кто готов отправиться на экскурсию к хозяину тропы. II. ЦелеполаганиеСлайд – картинки с природой уникальных мест экотропы.Дед Природовед: Вот он, наш Суксунский край, земля Присылвенская. Уникальна и щедра природа нашего края, богаты леса, чист воздух, прозрачны реки, живописны места для отдыха.Учитель: Ребята, посмотрите на этот слайд, добавьте пропущенные гласные буквы О И О О О А Я в слова и определите тему нашей экскурсии.УГ*ЛК* Р*ДН*Г* КР**Ответы детей.Учитель: Тема сегодняшней экскурсии «Уголки родного края». Дед Природовед: Молодцы! Я предлагаю вам совершить путешествие по этому маршруту.Слайд – маршрут экотропы.Схема маршрута экологической тропы «Уголки родного края».1-я остановка – Родниковая вода.2-я остановка – Легкие Суксуна.3-я остановка – Жемчужина Суксуна.4-я остановка – Суксунский пелоид.5-я остановка – Парк Славы. 6-я остановка – Цыганский лог. 7-я остановка – Пещёра.Дед Природовед знакомит с остановками на тропе.Учитель: Тема и маршрут определены, необходимо поставить задачи, которые необходимо решить во время экскурсии. Дед Природовед, ты назвал нам очень много незнакомых слов и понятий, перед нами стоит задача выяснить их значение. Ребята, сформулируйте задачу, продолжив предложение.Слайд – задачи.Выяснить значение… (незнакомых слов).Учитель: Ребята, хозяин тропы проведет нас по уникальным природным объектам. Какая следующая задача будет стоять перед нами? Ознакомиться с красивейшими… (уголками родного края).Учитель: Задачи поставлены, но мы с вами забыли повторить правила поведения в природе. Обратите внимание на картинки и сформулируйте правила поведения в лесу, на лугу, в населенном пункте и рядом с водоемом.Используется дидактический материал по экологии «Береги живое».Ответы детей.Дед Природовед: Это путешествие поможет вам ближе познакомиться со своей малой родиной, ее природой, богатствами.III. Работа с понятиямиСлайд – понятия.Учитель: Ребята, кто из вас может объяснить понятия «экология», «экологическая тропа»?Ответы детей.Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде (определение по словарю Ожегова).Экологию рассматривают как «науку об отношениях между организмами и окружающей средой». Учитель: Правильно, экология – это наука, и произошла она от слова «ойкас» – дом, жилище, место обитания. Это все живое, что нас окружает, чем мы дышим, чем мы живем.Экологическая тропа (экотропа) – маршрут (путь следования), специально оборудованный для проведения познавательных экскурсий.Дед Природовед: Другие непонятные вам слова я постараюсь объяснить на остановках экотропы.IV. Путешествие по экотропе «Уголки родного края»1. Первая остановка – Родниковая вода (родник на реке Киселевка).Дед Природовед: Начнем мы наше путешествие по Киселевскому поселению из вашей родной школы, и первую остановку мы сделаем у родника на реке Киселевка.Слайд – родник.Дед Природовед: Ребята, я с собой принес воду из этого родника, который находится на улице Дальней. Попробуйте ее и скажите, какая на вкус родниковая вода? (Ответы детей.) Благодаря усилиям учащихся вашей школы и местных жителей здесь прекратили выброс мусора, была отремонтирована избушка, где течет родниковая вода. Когда в деревне нет воды в домах, то люди могут в любое время взять воду из источника.Учитель: Не забывайте поддерживать порядок и чистоту возле уникального родника в деревне Киселево. Вода – это бесценный дар природы, без которого нельзя прожить, она необходима всему живому. 2. Вторая остановка – Легкие Суксуна (историко-природный комплекс Суксунский бор).Дед Природовед: Все зарядились экологически чистой водой из родника, можем продолжать наше путешествие. Природа края очень красива и богата разнообразием растений. Наиболее примечательным является природный объект, который называют легкими Суксуна. Ребята, как вы думаете, что это за объект? Посмотрите на слайд и скажите, где мы совершим вторую остановку?Слайд – Суксунский бор.Ответы детей.Дед Природовед: Правильно, наиболее примечательным является сосновый бор с деревьями 200-летнего возраста. Сосны старше 200 лет – большая редкость для Прикамья. Высота деревьев в бору достигает 35 метров. Чистый и светлый сосновый лес – прекрасное место для пеших прогулок. Он используется как место отдыха и зеленая защитная зона. Сосновый бор – охраняемый историко-природный комплекс местного значения.Учитель: Ребята, как вы думаете, почему сосновый бор нуждается в охране? (Ответы детей.) Да, ребята, действительно, лесов становится все меньше и меньше, они редеют в результате вырубок. Это приводит к изменению климата. Важнейшее мероприятие – возобновление лесов с помощью новых посадок растений. Ведь лес имеет большое значение и в жизни животных. Лес – это место их обитания, в нем они находят пищу и убежище.Ребята, а знаете ли вы, что когда-то по приказу Петра I эти сосны доставлялись в Санкт-Петербург на корабельные верфи (для постройки и ремонта судов), и на мачты, сделанные из суксунских сосен, крепились паруса русского флота? Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу с таким историческим прошлым? (Ответы детей.) Сегодня бор является заповедником, уникальной экологической системой с чистейшим воздухом и нетронутым природным величием. Сохраните его для будущих поколений и расскажите его историю вашим родным и друзьям!3. Третья остановка – Жемчужина Суксуна (уникальный природный комплекс – Суксунский пруд).Слайд – пруд.Дед Природовед: Особую красоту Суксуну придает пруд – жемчужина Суксуна, в котором, как в зеркале, отражается поселок. Он был образован в 1729 году во время строительства завода. Этот уникальный природный комплекс относится к старейшим искусственным водоемам Пермской области. Береговая линия пруда растянулась на 12 километров. Плотина пруда, которая сдерживает его воды, расположена в центре Суксуна. (Слайд – плотина.) Часть берега занимают жилые постройки, часть берегов низкая и заболоченная. Пруд имеет длину более 3 километров, а ширину около 1 километра. Средняя глубина пруда 4 метра, а максимальная – 8 метров.Учитель: Ребята, посмотрите фрагмент фильма и скажите, какой рыбой богат пруд, какие животные и птицы водятся в пруду? Какой рыбой богат пруд? (Слайд – рыба.)Какие животные и птицы водятся в пруду? (Слайд – животный мир пруда.)Ответы детей.Учитель: Правильно, ребята.Дед Природовед: Ребята, посмотрите фрагмент фильма и скажите, о какой легенде Суксунского пруда в нем говорится? Фрагмент видеофильма «Легенды и были Суксунского пруда», который был снят школьной видеостудией «Поиск».Дед Природовед: О какой легенде говорят ребята из видеостудии «Поиск»? (Ответы детей.) Много легенд и былей скрывает наш пруд, но это совсем другая история, и о ней мы поговорим в следующий раз.Учитель: Ребята, как вы думаете, какие проблемы испытывает наш пруд? А чем мы с вами можем помочь этому уникальному природному комплексу? (Ответы детей.) Правильно, в наших с вами силах очистить от мусора береговую линию водоема. Пруду также требуется очистка от заиления и зарастания, здесь нужны огромные затраты и работа специальных машин. Этим, конечно, займутся руководители нашего поселка. 4. Четвертая остановка – Суксунский пелоид (месторождение иловых грязей в деревне Киселево).Слайд – иловые грязи.Дед Природовед: Ребята, продолжаем наше путешествие. В Суксунском пруду, в его южном мелководном заливе, расположена чистая, жирная, маслянистая грязь с лечебными свойствами. Ее называют суксунским пелоидом. Слово «пелоид» произошло от греческого «pelos», что означает «глина, ил». Применяют эту грязь для лечения во многих санаториях, например в санатории «Ключи» на территории Суксунского района. Учитель: Убедитесь в этом сами, посмотрите рекламу и скажите, о каких лечебных свойствах этой грязи в ней говорится?5. Просмотр видеоролика «Все о лечении» санатория «Ключи».Учитель: О каких лечебных свойствах этой грязи вы узнали? (Ответы детей.) Ребята, сегодня мы узнали, что глину и ил, которые находятся на дне пруда, называют суксунским пелоидом. Его применяют для лечения многих заболеваний. 6. Релаксационная пауза.7. Пятая остановка – Парк Славы (деревня Киселево).Дед Природовед: Нельзя не остановиться на этой остановке, ведь вся наша жизнь связана с историей дедов и прадедов. Слайд – парк Славы.Дед Природовед: Парк Славы был основан в 1975 году, к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Первоначально жители деревни Киселево, учащиеся и педагоги Киселевской вспомогательной школы посадили аллею деревьев. Через год на средства сельского совета и жителей деревни Киселево был поставлен памятник землякам – героям Великой Отечественной войны. Под памятник была закопана капсула с именами погибших. Ныне памятник является местной достопримечательностью, около него ежегодно проходят митинги, посвященные празднованию годовщин Великой Отечественной войны. Я благодарен учащимся Киселевской коррекционной школы, которые ежегодно занимаются уборкой парка Славы.Учитель: Учащиеся 5-11-х классов сделали плакаты, в которых призывают всех жителей деревни соблюдать чистоту в деревне. Весной эти плакаты будут вывешены на улицах деревни Киселево. Плакаты учащихся со школьного конкурса «Страна Экология» – выставка.Дед Природовед: Ребята, а кто из вас знает, в течение какого времени разлагается мусор? 8. Сообщение ученика о сроках разложения мусора. Учитель: Ребята, каждый раз, выбрасывая мусор на берегу реки или озера, в лесу или в поле, задумайтесь над этими цифрами. 9. Шестая остановка – Цыганский лог (Цыганский лог – форелевое хозяйство в селе Верх-Суксун).Слайд – форелевое хозяйство.Дед Природовед: В Суксунском районе много достопримечательностей, которые посещают гости и хозяева. Суксунское форелевое хозяйство «Цыганский лог» одно из самых старых на Западном Урале. Представляет собой каскад (группу) из 6 прудов, где выращиваются мальки, происходит нагул товарной рыбы (откормленной рыбы) и организована рыбная ловля. В прудах разводятся радужная форель и карп. Водоемы имеют постоянную плюсовую температуру воды, поэтому не замерзают и позволяют круглый год рыбачить по открытой воде. Учитель: Ребята, многие из вас бывали на этом форелевом хозяйстве. Поделитесь впечатлениями об увиденном со своими одноклассниками. (Ответы детей.) Ребята, интересуйтесь животным миром, он так разнообразен и удивителен! 10. Седьмая остановка – Пещёра (каньон под открытым небом, село Советная).Дед Природовед: А сейчас мы с вами побываем на самой загадочной остановке нашей экологической тропы, в Пещёре – каньоне под открытым небом в селе Советная. Слайд – Пещёра.Каньон – глубокая узкая долина с крутыми склонами, размытая текущей по ее дну рекой. Дед Природовед: Оказывается, у Советной богатая и не похожая на другие населенные пункты история, связанная с пермской чудью белоглазой, бунтовщиками, рудниками, заводами, Демидовыми. Учитель: На Руси издревле было традицией строить тайные подземные ходы. Их использовали, чтобы тайно покидать крепости в случае осады, в них прятали сокровища, замуровывали недругов, проводили тайные обряды. С подземными ходами связано множество легенд и мистических историй. Некоторые ходы столь же неуловимы, как и клады. И именно в них местные жители до сих пор слышат тоненькие голоса. По легенде до появления в тех краях обычных людей там проживало племя чудь белоглазая. Чудь белоглазая – коренные обитатели ряда областей России, первопредки – первопоселенцы, богатыри и чародеи, «дикий народ», иноземцы-завоеватели, склонные к чудачествам люди. Существа эти были якобы маленького роста. После того как там поселились люди, маленькие существа ушли жить под землю и якобы живут там по сей день. В настоящее время Пещёра граничит с Кунгурской ледяной пещерой. По рассказам очевидцев, из Пещёры можно попасть в Кунгурскую ледяную пещеру.Дед Природовед: Ребята, в конце учебного года мы с вами совершим настоящее путешествие на вашем школьном автобусе по экотропе вместе с Натальей Николаевной Токаревой, научным сотрудником Суксунского историко-краеведческого музея. Она покажет вам советинскую Пещёру, более подробно расскажет о ней. Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в школу для подведения итогов экскурсии.V. Итог занятияУчитель: Ребята, сегодня мы совершили путешествие с Дедом Природоведом по экологической тропе. Напомните название этой тропы. (Ответы детей.) Каким для вас было это путешествие? Вспомните, какие задачи стояли перед нами?Дети:- Выяснить значение незнакомых слов.- Ознакомиться с красивейшими уголками родного края.Учитель:- Ребята, что называют суксунским пелоидом? Как вы понимаете слово «каньон»? Кто такая чудь белоглазая? С какими объектами живой и неживой природы нас ознакомил Дед Природовед? Какие истории об уникальных уголках родного края вы можете рассказать своим друзьям и близким? Ответы детей.Дед Природовед: Спасибо, ребята! Я рад, что вы с пользой провели это время. Скажите, ребята, отчего будут зависеть красота и уникальность родного края?Мнения детей.Стихотворение «Живой букварь» В.ОрловаНас в любое время годаУчит мудрая природа,Учит по календарю,По живому букварю.Птицы учат пению,Паучок терпению,Учит нас пчелиный ройДисциплине трудовой.Обучает жить в трудеИ по справедливости,Учит нас правдивости.Учит снег нас чистоте,Учит солнце доброте.У природы круглый годОбучаться нужно.Нас деревья всех пород,Весь большой лесной народУчит крепкой дружбе.Учитель: Любите и изучайте свой край, берегите и приумножайте его богатства, сохраняйте лучшие его традиции! Список литературных источников:1. Белых В.А. Советная. Поселение, деревня, село. 1652-1960 гг. История, документы, предположения, легенды, рассказы старожилов. – Екатеринбург: Форум-книга, 2010.2. Научно-популярное издание. Сук-су, студеная вода. – Администрация Суксунского района Пермской области. Независимый Институт истории материальной культуры, 1999.3. Материалы Суксунского краеведческого музея. Прим. ред. Презентация опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1118. Наталья ЛЯГАЕВА, учитель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края
Комментарии