search
main
0

Угол зрения Страх и бессонница – от зрительных перегрузок

Проведенными под нашим руководством исследованиями вскрыто, что труд современного учителя и ученика приравнен к труду лиц, занятых на особо напряженных зрительных работах (электронная промышленность, часовая, работа за дисплеем, с микроскопом).

Самочувствие здоровых взрослых, занятых зрительно напряженным трудом, еще в 70-е годы ярко описал И. Краузе-Либшер из Германского центра профессиональной гигиены химической промышленности (1976). Безусловно, из многочисленного круга жалоб на первое место выходят разнообразные зрительные жалобы. Однако оказалось, что они лишь начало всей цепи трагических реакций, разворачивающейся на уровне целостного организма. И вот как об этом пишет автор:
“…Жалобы не ограничиваются только глазами, но включают даже ухудшение общего самочувствия или расстройства других органов и систем. Однако вначале пациенты, как правило, жалуются на нарушение зрения. Например, на “появление тумана перед глазами”, на “мерцание”, и другие зрительные расстройства при работе на близком расстоянии. К этому добавляются жалобы на понижение работоспособности, невозможность сконцентрировать внимание. Затем присоединяются боли во лбу или затылке, иногда колотье или ночные боли в области сердца, состояние страха, забывчивость, бессонница, обмороки, тошнота, пугливость, боязливость. В некоторых случаях у таких пациентов отмечается специфическое стереотипное положение головы – поза, характерная для выполнения тонких операций и контроля за работой мелких механизмов. При однократном обследовании обычно не удается установить органических поражений. Осмотр пациента терапевтом нередко выявляет функциональные нарушения, например, колебания артериального давления с наклонностью к коллапсу…”.
А ведь труд современного (безусловно, добросовестного) учителя еще более напряженный и здоровьеразрушающий!
И последнее связано в первую очередь вот с какими обстоятельствами. Нашими исследованиями показано, что после реформ 60-х годов с каждым годом в школу идут все более и более ослабленные, болезненные дети со все более угасающим творческим воображением, а отсюда – с неумолимо угасающими учебно-познавательными способностями. И с такими детьми в режиме “техник-скоростей” образования, в режиме “стандартов знаний” работать не просто физически невозможно, но и абсолютно недопустимо.
В этих условиях авторитарно-вербальная педагогика, опирающаяся на “дисциплину, прилежание и послушание” (а по сути принудительное, инструктивное программирование), оказалась стрессогенным фактором, причем как для учителя, так и для детей. И те и другие в конце концов оказались заложниками того вербального краеугольного камня, на котором выстроена вся отечественная система образования, заложниками тех “дизайнеров”, неустанным трудом которых выстроено все здание современной школы.
И если лица напряженного зрительного профиля хоть после работы могут расслабиться и отдохнуть, то для добросовестного учителя личное время – главное время напряженной зрительной работы. Это проверка тетрадей, чтение литературы, подготовка к новому уроку.
Для более целенаправленного и углубленного изучения механизма развития трагических последствий напряженных зрительных работ под нашим руководством было выполнено специальное диссертационное исследование В.Д.Штефанова (1990-1993).
Оказалось, что при напряженных зрительных работах самыми деструктивными факторами являются следующие. Во-первых, это телесная “расслабленность” в положении сидя; во-вторых, общая телесно-мышечная скованность; в-третьих, зрительно-моторная скованность и напряженность.
Все это – так называемый синдром истощения организма токами нервной энергии (дезэнергетизация), который мы сокращенно обозначили как СИДЕ. В зарубежной литературе он описан как синдром “физического и психоэмоционального выгорания”, который неумолимо нарастает среди профессий умственного труда.
Оказалось, что орган зрения является той доступной системой, через которую удалось реально увидеть и оценить, какие объективные изменения происходят на уровне тонких гемодинамических и нервных структур по мере увеличения производственного стажа, связанного с напряженно-зрительными работами.
Установлено, что с течением времени возрастали проявления системного поражения структур тканей, которые указывали на раннее истощение и преждевременное замещение их соединительной тканью на фоне солевого (склеротического) перерождения мелких сосудов. В широком плане речь идет о преждевременном старении и отмирании тканей. Так явный склероз и запустение кровотока в мелких сосудах (симптом Салюса) при увеличении производственного стажа с 2 до 10 лет возрастал в 10 раз, а склеротические поражения в зоне сетчатки, окружающей центральную зрительную ямку, – в 14 раз (!!!) Причем в контрольной группе лиц, не связанных с напряженными зрительными работами, подобных изменений с возрастом не находили.
Кроме поражения органа зрения, выявлено, что напряженные зрительные работы оказались основой для развития остеохондроза позвоночника и особенно его шейного и поясничного отделов. В свою очередь поражение позвоночника – это поражение практически всех систем жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, мочеполовой сферы и др.).
А ведь остеохондроз позвоночника является основой для развития целого ряда серьезных нервно-психических расстройств!
Все отмеченное выше дает все основания утверждать: профессия учителя в ее традиционной вербальной ориентации относится к профессиям особого риска для телесного и психического здоровья, а поэтому должна подлежать жесткой регламентации, а также обеспечиваться всеми мерами социальной защиты, в т.ч. особыми мерами морального и материального стимулирования. Реально же сложившаяся ситуация, в т.ч. ситуация с уровнем заработной платы учителя, указывает на главное: сегодня при существующей системе политической власти и политического устройства государства и общества учитель оказался на самой низкой унизительной ступени социальной значимости. Сегодняшняя официальная власть отбросила профессию учителя (кстати, одну из самых почитаемых и престижных на Западе) на уровень рабовладельческого устройства Древнего Египта, когда педагог значился в качестве раба-прислуги детей его хозяина.
И здесь мы подошли к самому главному. Официально принятая вербальная (левополушарная) основа строительства отечественной школы, отбросившая образную, эмоциональную, а в конечном счете творческую основу правого полушария, как раз и держится на краеугольных камнях авторитарной несвободы типа “дисциплины, прилежания и послушания”.
Не может быть здоровой школа, построенная на чуждых природе ребенка и творческого учителя жестких инструктивно-программирующих подходах, на расписанных по дням, неделям, месяцам информационных стандартах, на техниках-скоростях чтения, письма, счета.
Проведенными нами исследованиями установлено, что свобода, творчество и здоровье являются практически синонимами. Как и, наоборот, несвобода – сумма знаний, лишенных творческих начал, – болезнь. Здоровье есть мера раскрепощения сил жизни, и вытекает она только из природы Творца – творческого вдохновения.
Ясно одно, что данный гордиев узел никакими физминутками не разрубить. Ни на йоту не решат эту проблему никакие “виртуальные” реформы типа перехода школы на 12-летнее образование.
Радикальным решением проблемы “воспроизводства” здоровых поколений, в т.ч. поддержания и сохранения здоровья у учителей, является переход отечественной школы от информационной ориентированности на школу художественно-творческого развития детей, на школу, в которой гармонично слиты чувство, дело и слово. И, слава Богу, такие прецеденты дают нам многие сподвижники-педагоги. Имен здесь много – от А.А.Католикова до Махмудьяна Ахметжанова. Нет здесь только главного – ясной государственной политики, государственного механизма координации и управления по конечному результату труда.
Широкое внедрение внеклассных (внекабинетных) занятий с детьми, расширение в школах художественного творчества, ежедневные массовые занятия физической культурой, коллективное хоровое пение, рукотворчество, в котором все вместе – дети, учителя, родители – вот стратегический путь оздоровления всего нашего общества.
Как показала практика, определенное оздоравливающее начало на учителя вносят разработанные нами здоровьеразвивающие принципы конструирования учебно-познавательного процесса. Мы имеем массу примеров, как совместные занятия учителя и ученика на данной основе позволяют ряду педагогов снять очки, уменьшить страдания от остеохондрозов, утомлений, депрессий, головных болей и т.д.
Ясно главное: до тех пор пока будет учитель занимать выжидательную рабскую позицию, пока не расправит свои плечи, пока не начнет готовить свободных молодых людей, пока не начнет организованно бороться за детей, за свой социальный статус, за изменения целей и задач школы, ситуация будет только ухудшаться.

Владимир БАЗАРНЫЙ,
доктор медицинских наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте