У всех детей наблюдается повышенная тяга к изобразительному искусству – они с радостью выступают и как зрители, и как творцы. Они то лепят из глины и пластилина, то раскрашивают красками, а больше всего любят рисовать. Уже в двух-, трехлетнем возрасте ребенок охотно берет в руки карандаш и начинает водить им по бумаге. Правда, его не столько интересует процесс появления какого-то осмысленного рисунка, сколько сам творческий акт овладения карандашом как орудием труда. К пяти – семи годам все дети без исключения с удовольствием садятся за рисование. Рисуют дети постоянно – палочкой на песке, угольком на стене, мелком на тротуаре.
Нас, взрослых, поражает способность детей самостоятельно задумать композицию и необыкновенно выразительно рассказать о своих мыслях и чувствах в рисунках, маленьких рассказах. Как правило, зло, грубость, горе они выражают холодными и темными по тону цветами; добро, радость, веселье – яркими, «открытыми», теплыми цветами палитры. В процессе наблюдений над жизнью дети легко отличают ярковыраженный ритм форм и красок, который проявляется в чередовании предметов (автомашин, пешеходов, деревьев, кустов и т. п.). Благодаря ритму движений, повтору цветовых и тоновых отношений детский рисунок приобретает свою эстетическую окраску (ритм падающих снежинок или листьев, повторы массивов зданий, напряженность или плавность линий, веток дерева и др.). Из всего этого складывается образная картина действительности.
Эстетическое – это значит связанное с чувственным восприятием. И для взрослого человека, и для ребенка с развитым эстетическим отношением особое значение приобретает внешний облик мира, его форма, его содержание, все то в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами. Душа ребенка – это чистый, прозрачный родник. И именно эта чистота дает ему возможность переживать чувство родства и единства с миром.
Комментарии